Уроки психологии в средней школе
Данное издание выходит в рамках авторской серии «Тропинка к своему Я». В третьей книге раскрываются особенности психологической работы с подростками. Основное место отведено сценариям групповых занятий по психологии, которые помогут учащимися 5—6 классов глубже осознать самих себя, разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями и др.
Для психологов, классных руководителей, учителей. Также книга может быть интересна студентам психологических и педагогических факультетов вузов.
Введение
Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь… направо пойдешь…» В одну сторону — путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.
Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находятся большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все они с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.
Беспомощными при этом нередко оказываются самые заботливые взрослые — педагоги и родители. Не понимая, что происходит при их взаимодействии с подростком, находясь при этом в стрессовом состоянии, они усугубляют кризисное состояние ребенка.
Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия, на наш взгляд, необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля. В качестве возможного варианта можно использовать программу занятий, описанную в настоящей книге. Она является продолжением программ занятий с дошкольниками и младшими школьниками, опубликованными ранее, но может использоваться и как отдельная, самостоятельная программа.
Мы выражаем благодарность ученикам Ломоносовской школы г. Москвы за активность и открытость в занятиях; сотрудникам школы — администрации, психологам и педагогам — за доверие, оптимизм и за то, что они решились ввести уроки психологии в программу средней школы (5—9 классы). А бывшим и настоящим студентам МГПУ и МГППУ — за сказки, которые хорошо принимают подростки.
Оглавление
Введение. На перепутье.
Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
- Глава 1. Основные линии развития в подростковом возрасте
- Глава 2. Психологическое здоровье как цель и критерий
- успешности психологической поддержки подростков
- Глава 3. Формы и содержание групповой психологической поддержки
Часть 2. УРОКИ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Пятый класс
- Введение. Возрастные особенности пятиклассников
- Тема 1. Введение в мир психологии
- Тема 2. Я — это Я
- Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
- Тема 4. Я и мой внутренний мир
- Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?
- Тема 6. Я и Ты
- Тема 7. Мы начинаем меняться
Шестой класс
- Введение. Возрастные особенности шестиклассников
- Тема 1. Агрессия и се роль в развитии человека
- Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
- Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я
- Тема 4. Ценности и их роль в жизни человека
Подростки думают
Глава из книги в нашем журнале
(публикуется с согласия издательства)
- Формы и содержание групповой психологической поддержки
- Отношения с родителями
- Отношения с учителем
- Отношения со сверстниками
Купить книгу в Интернет-магазине издательства Генезис
Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы) – 2-изд. — М.: Генезис, 2008. — 207.
Автор — Хухлаева Ольга