Уроки психологии в средней школе

Уроки психологии в средней школеУроки психологии в средней школе

Данное издание выходит в рамках авторской серии «Тропинка к своему Я». В третьей книге раскрываются особенности психологической работы с подростками. Основное место отведено  сценариям групповых занятий по психологии, которые помогут учащимися 5—6 классов глубже осознать самих себя, разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями и др.

Для психологов, классных руководителей, учителей. Также книга может быть интересна студентам психологических и педагогических факультетов вузов.

Введение

Подростковый период — важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-Царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь… направо пойдешь…» В одну сторону — путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла собственного бытия, ощущением жизненного счастья. В другую — к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.

Но особенно трудно подростку, когда на его собственное кризисное состояние накладывается кризис общества в целом: экономический, ценностный. Тем более что, как правило, этому сопутствует и кризис семьи. Именно в таких условиях находятся большинство современных российских подростков. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все они с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности или как-то по-другому.

Беспомощными при этом нередко оказываются самые заботливые взрослые — педагоги и родители. Не понимая, что происходит при их взаимодействии с подростком, находясь при этом в стрессовом состоянии, они усугубляют кризисное состояние ребенка.

Поэтому так важно, чтобы у подростков была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе. Групповые психологические занятия, на наш взгляд, необходимы современным подросткам, обучающимся в учебных заведениях различного профиля. В качестве возможного варианта можно использовать программу занятий, описанную в настоящей книге. Она является продолжением программ занятий с дошкольниками и младшими школьниками, опубликованными ранее, но может использоваться и как отдельная, самостоятельная программа.

Мы выражаем благодарность ученикам Ломоносовской школы г. Москвы за активность и открытость в занятиях; сотрудникам школы — администрации, психологам и педагогам — за доверие, оптимизм и за то, что они решились ввести уроки психологии в программу  средней школы (5—9 классы). А бывшим и настоящим студентам МГПУ и МГППУ — за сказки, которые хорошо принимают подростки.

Оглавление

Введение. На перепутье.

Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Часть 2.  УРОКИ ПСИХОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Пятый класс

  • Введение. Возрастные особенности пятиклассников
  • Тема 1.  Введение в мир психологии
  • Тема 2. Я — это Я
  • Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
  • Тема 4. Я и мой внутренний мир
  • Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир?
  • Тема 6. Я и Ты
  • Тема 7. Мы начинаем меняться

Шестой класс

  • Введение. Возрастные особенности шестиклассников
  • Тема 1.  Агрессия и се роль в развитии человека
  • Тема 2.  Уверенность в себе и ее роль в развитии человека
  • Тема 3.  Конфликты и их роль в усилении Я
  • Тема 4.  Ценности и их роль в жизни человека

Подростки думают

Глава из книги в нашем журнале

(публикуется с согласия издательства)

  1. Формы и содержание групповой психологической поддержки
  2. Отношения с родителями
  3. Отношения с учителем
  4. Отношения со сверстниками

Купить книгу в Интернет-магазине издательства Генезис

Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5-6 классы) – 2-изд. — М.: Генезис, 2008. — 207.

Автор — Хухлаева Ольга

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *