МАЙЕР-БРИГС ТИПА ИНДИКАТОР

Майер-Бригс типа индикатор (Myers-Brigs Type Indikator — MBTI) — опросник личностный, предназначенный для классификации испытуемых по типологии К. Г. Юнга. Разработан и опубликован И. Майерс-Бригс в 1962 г.

Состоит из 160 вопросов, 52 — ассоциативные, остальные предполагают оценку испытуемым своих индивидуальных склонностей (выбором из двух-трех предлагаемых вариантов ответов).

Ассоциативные задания состоят в выборе одного варианта из пары противоположных слов. Например: "Какое из двух слов для вас более привлекательно: систематичный — спонтанный; анализировать — симпатизировать; сдержанный — разговорчивый; прощать — терпеть; кто — что; знак — символ?" Примеры вопросов с предлагаемыми вариантами ответов: 1. "Как вы считаете, распорядок дня для вас: а) удобный способ исполнения дел; или б) тягостен и обременителен, даже когда и необходим". 2. "Вас больше заботят: а) чувства людей; б) их права". 3. "Когда вы обнаруживаете, что, несомненно, допустили ошибку, вы: а) склонны признать свою ошибку; б) не признаете свою ошибку, хотя все о ней знают; в) вообще никогда не ошибаетесь". 4. "Выслушивая новую идею, вы больше стремитесь: а) узнать все о ней; б) рассудить, верна она или нет".

Показатели испытуемого определяются по четырем шкалам, соответствующим юнговской типологии: экстраверт — интроверт (Extrovert — Introvert), сенсорный — интуитивный (Sensor — Intuitive), мыслительный — эмоциональный (Thinker — Feeler), Рациональный — иррациональный (Judgement — Perceptive). Подсчет результатов производится путем суммирования баллов по шкалам; большая сумма баллов соответствует выраженности определенной черты. В многочисленных исследованиях подтверждается валидность и надежность М.-Б. т. и.

Существует сокращенная и переработанная форма MBTI — опросник Д. Кейрси, состоящий из 70 вопросов, каждый из которых имеет только по два варианта ответа. 10 вопросов — по шкале экстраверсии — интроверсии, для остальных шкал — по 20 вопросов. Несмотря на существующие различия в теоретических позициях И. Майерс-Бригс и Д. Кейрси, для американской популяции по опроснику Кейрси приводятся те же процентные соотношения распределения типов. Оба опросника широко применяются в США при профориентации, психологическом консультировании, исследовании межличностных отношений.

Л. Ф.

Бурлачук

Раздел 6. Методы и психодиагностика в клинической психологии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *