МОСС

МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950) — французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий «нецивилизованных народов» (1901).

Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии.

Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма (см.), племянником, учеником и сотрудником которого он был.

Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии «первобытных» обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, — «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925) — основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию «дара» повлияли идеи Дюркгейма (см.), Зиммеля (см.), работы Веблена (см.), Боаса (см.), Малиновского (см.).

М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ.

Дар — элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах

Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения «целостного» человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения.

Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича (см.) и Леви-Стросса (см.). Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.

Н.Ю. Шило

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *