МЮРРЕЙ

МЮРРЕЙ (Murray) Генри Александр (1893—1988) — американский психолог. Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, мотивации, поведения, отбора персонала. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; д-р медицины, 1920) и Кембриджском ун-тах (д-р философии, 1927). Работал преподавателем физиологии в Гарвардском ун-те и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920—1922), с 1922 г. по 1926 г. М. — ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском ин-те медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории

Кембриджа (Англия). Здесь по биохимическим вопросам защитил докт. дис. (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 по 1927 г. Мюррей — преподаватель психологии Гарвардского ун-та, с 1928 г. он — ассистент профессора, с 1937 г. — ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и Х. Захса (1935). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу. Работал в Отделе стратегических служб США над программой создания ситуационных тестов на стрессоустойчивость. В 1947 г. вновь возвратился в

Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал собственную Психологическую клинику "Annex" при Гарвардском университете (1949). Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки М. в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы З.

Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге "Исследование личности" (Exploration in Personality. N.Y., 1938, et al.) М. выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации ("давление"), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах.

Перечень потребностей, составленный М. несколько позже, включал в себя: потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники &quot

;Список личностных предпочтений" А. Эдварса и "Форма по изучению личности" Д. Джексона). М. одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но вместе с тем в статье "К классификации взаимодействий" (Toward a classification of interaction // Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951) он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных ("давление" как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: "давление" актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей "давление"; их встреча обозначалась М. как "тема". Благодаря такому подходу М. оказал влияние на современный интеракционизм.

>Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). М. разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность "Тематический Апперцептивный Тест", который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств ("Thematic Apperception Test: Manual", Cambridge, 1943). М. также автор трудов: "The effect of fear upon estimates of the maliciousness of other personalities" / J. o. social psychol. 1934, 4; "A method for investigation fantasies" / Neurol. Psychiat. 1935 (совм с Morgan C.); "Preparation for Scafford of a Comprehensive System" / Psychology.

Study of a Science, N.Y., 1957; "Vicissitudes of Creativity" / Creativity and its Cultivation, N.Y., 1959.

И.М. Кондаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *