МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Методика двойной стимуляции — исследовательская методика, которая строится по принципу введения в экспериментальную задачу, предлагаемую испытуемому, кроме основных стимулов, еще второго, дополнительного ряда стимулов. Первый ряд стимулов выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого.

Стимулы второго ряда (стимулы-средства) служат для испытуемого инструментом, с помощью которого он может организовать свою деятельность и решить экспериментальную задачу. Методика разработана Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. Прием двойной стимуляции применен в исследовании процесса образования понятий (Л.С. Выготский, Л.С. Сахаров), исследовании произвольного внимания, высших форм запоминания (А.Н. Леонтьев). Результаты, полученные по М. д. с., подтверждают гипотезу об исключительной роли вспомогательных стимулов-средств в процессах развития высших психических функций. Клиническим примером М. д. с. является методика Сахарова. Перед испытуемым выложен ряд фигур разных форм, цвета, размера. В начале эксперимента испытуемому показывают, что на оборотной стороне каждой фигуры написано бессмысленное слово.

Далее его просят отобрать фигуры, которые обозначены тем же словом. После каждой попытки новую фигуру поворачивают и показывают испытуемому слово, написанное на оборотной стороне. Т. о., предметом изучения в эксперименте становится не только процесс сравнения и обобщения фигур, но и влияние на этот процесс слова (знака), обозначающего искомое сочетание признаков.

К.Н. Поливанова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *