МАЛИНОВСКИЙ

МАЛИНОВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (1884—1942) — польско-английский антрополог, этнограф и социолог. Основоположник функциональной школы в антропологии и социологии. Д-р философии и физико-математических наук (1908).

Профессор (1927). Окончил Краковский ун-т (1908), где специализировался по физико-математическим наукам. Интересовался проблемами философии, этнографии и культурологии. Позднее учился в Лейпциге у психолога В.

Вундта и в Лондоне у этнографа Дж. Фрэзера. В 1913 г. начал преподавательскую деятельность. С 1927 г. жил и работал в Великобритании (Лондоне). Руководил кафедрой этнографии Лондонского ун-та. В 1938 г. переехал в США, где занимался исследовательской и педагогической деятельностью в Гарвардском и других ун-тах.

Научную работу начал с исследования проблемы семьи у аборигенов Австралии. В годы Первой мировой войны провел полевые этнографические исследования в Меланезии (Новой Гвинее, островах Тробриан и др.). В 1920-х гг. испытал влияние психоаналитических идей и использовал их вместе с результатами своих исследований при разработке социальной (культурной) антропологии и функционального подхода в социологии. Заложил основы традиции применения категориально-понятийного аппарата психоанализа при исследовании и описании антропологических, этнографических и культурологических проблем. Вместе с тем, основываясь на результатах своих конкретных исследований, поставил под сомнение универсальность "Эдипова комплекса".

Подчеркнул, что "комплекс Эдипа" зависит от особенностей социальной организации и в разных сообществах действует по-разному. Развивая собственную версию функционального подхода, исследовал различные институты культуры, которые интерпретировал как единицы человеческой организации. Уделял большое внимание исследованию первичных (биологических) и вторичных (культурогенных) потребностей человека, культурной традиции и функционированию культуры. Рассматривал культуру как порожденную человеческими потребностями некую интегральность, ориентированную на удовлетворение потребностей людей.

>Считал, что культура является подлинным предметом антропологии. М. разработал оригинальную теорию культуры. Придавал большое значение проблеме единства антропологии и утверждал, что действительной основой для единения всех отраслей антропологии является научное исследование культуры. Подчеркивал утилитарные возможности этнографии и социальной (культурной) антропологии. Исследовал проблемы сексуальности (в том числе связь сексуальности с мифологией и культурой), проблемы психологии, родства, обычаев, права, магии, религии, этики, экономики и т. д. Оказал влияние на развитие социологического психологизма и ряда направлений философии, социологии, антропологии, культурологии и этнографии. М. автор книг: &quot

;Семья у аборигенов Австралии. Социологическое исследование" (1913); "Аргонавты тихоокеанского запада" (1922); "Отцовство в первобытной психологии" (1927); "Секс и подавление в первобытном обществе" (1927); "Основания религии и морали" (1929); "Научная теория культуры" (1944); "Свобода и цивилизация" (1944); "Динамика культурных изменений" (1945); "Магия, наука и религия" (1948), в рус. пер. издана в 1998.

В.И. Овчаренко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *