МЮНСТЕРБЕРГ

МЮНСТЕРБЕРГ (Munsterberg) Гуго (1863—1916) — немецко-американский психолог, один из основоположников практической психологии, названной им "психотехникой". В 1882 г. приступил к изучению медицины в Лейпцигском унте, но вскоре заинтересовался психологией и 1885 г. защитил дис. у В. Вундта. В 1887 г. в Гейдельбергском ун-те получил степень д-ра медицины.

С 1887 по 1892 г. М. — профессор Фрейбургского ун-та, где на свои средства организовал экспериментально-психологическую лабораторию. В 1892 г. по приглашению У. Джемса переехал в США, где стал профессором и директором психологической лаборатории Гарвардского ун-та. Впоследствии был избран Президентом АРА (1898) и Американской философской ассоциации (1908). Являлся Почетным доктором ряда ун-тов Европы и Америки, вице-президентом Вашингтонской академии наук, ред. журнала &quot

;Harvard Psychological Studies". Работая в Гарвардском университете, М. исследовал память, внимание, восприятие (Studies from the Harvard psychological laboratory: 1.Memory, attention and psychophysics. "Psychological Review", 1894, 1; The localization of sound. "Psychological Review", 1894, 1). Защищал философию, основанную на идеях И.Г.

Фихте (1762—1814), для которого философия являлась научным самонаблюдением творческой активности личности. Создал философскую систему "волюнтаристического идеализма", в центре которой поставил представление об априорных ценностях, которые связаны не с причинами, а с целями (The motor power of ideas. "Psychological Review", 1894, 1; Science and Idealism. Boston, 1906). Несмотря на то, что М. был блестящим экспериментатором и исследователем, его неудержимо привлекала эмпирическая сторона психологии, возможность применения психологических знаний на практике (The position of psychology in the system of knowledge. "Psychological Monographs", 1903, 4, 17). В период с 1905 по 1916 г. М. сделал больше, чем кто-либо до и после него для определения и расширения поля деятельности практической психологии.

Он был исследователем, обладавшим большой проницательностью. Разрабатывая основы психотехники, изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психическим возможностям человека и другие факторы повышения производительности труда рабочих и доходов предпринимателей ("Psychotechnics, Psychology and Industrial Efficiency", L., 1913; "Business Psychology", 1917).

Занимался также вопросами судебной психологии и свидетельских показаний ("On the Witness Stand", 1908); клинической психологией, психологией образования и оценки искусства ("Principles of Art Education", 1905; "The Photoplay. A Psychological Study", 1916). Разрабатывал методы и стратегии исследования трудовых процессов ("Psychology General and Applied", 1915). М. автор большого количества трудов, в том числе: "Beitrage zur experimentellen Psychologie", H. 1—4, Freiburg, 1889—1892; "Grundzuge der Psychologie". Bd. 1—2, Lpz., 1900; &quot

;The Americans", 1904; "The Eternal Values", 1909 и др. В рус. пер. изданы: "Психология и учитель", М., 1915; "Основы психотехники", Т. 1—2, М., 1924—1925; "Психология и экономическая жизнь", М., 1924.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *