МАЛОФЕЕВ

МАЛОФЕЕВ Николай Николаевич (р. 1948) — российский дефектолог, специалист в области специальной психологии и коррекционной педагогики, методологии сравнительного анализа процессов становления и развития систем образования разных стран мира, прогнозирования тенденций развития систем образования детей с отклонениями развития. Д-р педагогических наук (1996), чл.-кор. РАО (1999). Чл. международного научного общества "The Orton Dislexia Society" (1997). Награжден медалью им. К.Д. Ушинского. После окончания дефектологического фак-та МГПИ им. В.И.

Ленина (1973), работал логопедом в специальной школе села Тевриз Омской области (1973—1975), а затем логопедом и завучем Московской областной детской психоневрологической больницы (1975—1981). С 1981 по 1989 г. работает в НИИ дефектологии АПН СССР. С 1992 г. — директор этого ин-та, который в связи с реорганизацией АПН СССР был переименован в Институт коррекционной педагогики РАО. Накопление успешного практического опыта оказания логопедической помощи детям с церебральным параличом позволило М. в период работы в НИИ дефектологии АПН СССР провести под руководством М.В. Ипполитовой одно из первых исследований в области методов формирования словаря младших школьников с церебральным параличом.

Это исследование было положено в основу канд. дис. (1988) и опубликовано в виде методического пособия &quot

;Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом". В 1990-е гг. М. провел развернутое исследование процессов становления и развития отечественной системы специального образования, в ходе которого был разработан новый методологический подход к сравнительному анализу систем специального образования разных стран мира; показана эволюция отношения государства к детям с выраженными отклонениями в развитии, проанализирован процесс становления и развития систем специального образования, методы научного прогнозирования тенденций их развития. Результаты исследования были представлены в докт. дис.: "История становления и развития системы специального образования в России" (1996) и обобщены в монографии "Специальное образование в России и за рубежом" (1996).

В монографии обосновывалась необходимость перехода к системе специального образования нового типа, были определены основные характеристики этой системы, подчеркнута необходимость развития нового понятийного аппарата современной специальной психологии и коррекционной педагогики. В. этот же период М. руководит созданием ряда экспериментальных площадок в разных регионах России, где внедряются разработанные в Институте новые модели образовательных учреждений для детей с нарушениями в развитии, новые программы и технологии их обучения. В 1999 г., возглавив кафедру коррекционной педагогики УРАО, уделяет особое внимание проблеме формирования способности будущих специалистов анализировать "движущие силы" и тенденции развития системы специального образования, их умения использовать инструменты научного анализа инновационных подходов к специальному обучению. Публикуется программа курса обучения студентов "Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI века" (2000) и завершается работа над двухтомным учебным пособием "Особый ребенок в меняющемся мире" (2002).

Кроме этого, М. автор книг: "Специальное образование в России и за рубежом", М., 1996; "Специальное образование в России: вчера, сегодня, завтра", (Утрехт, Голландия), 1996; "Special Education in Russia: Historical Aspects" (USA), 1998; "Социокультурные основы специального образования и перспективы его развития в России XXI в.", М., 2000; "Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы", М., 2000; "Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями", М., 2000; "История становления и развития специального образования в России", М., 2001.

О.С. Никольская

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *