Религия и вера

Нерелигиозность – еще не атеизм

pastarchivesИз одного письма ко мне:

«Здравствуйте, Инесса! Вы нерелигиозный, неверующий человек. Я только не понимаю как это? Как я понимаю, в каждом человеке присутствует хотя бы интуитивная вера в нечто. Даже дикие племена на нетронутых цивилизацией островах имеют часто даже очень четкое представление о существовании «нечто такого». Вы не поймите мой вопрос как «подкол».

Мне просто интересно – если Вы живете в Израиле, знаю как с молоком матери там впитывается знание о существовании Создателя. Как это вы неверующий, не верите ни в каких богов, не верите в «высший разум», но верите в систему Дарвина? Извините еще раз, пыталась обойти эту тему, но. .. это ведь тоже психология, понимаете ли! Как Вы сами представляете систему мироустройства видимого и невидимого?»

Спасибо Вам за интересный вопрос, я вовсе не восприняла его как «подкол».

Прежде всего, Ваше утверждение по поводу моей веры в Дарвина не совсем верно. Хотя бы потому, что одним из моих основных принципов всегда было недопущение какой-либо категоричности, поскольку она не что иное, как спутница ограниченности, негибкости мышления и предубеждений, а значит — прямой путь к заблуждению.

Говоря же о нерелигиозности, я подразумеваю лишь то, что не верю в Бога в традиционном понимании этого понятия, а также в религиозные институции. Считаю, что это лишь изобретенная система посредничества между человеком и Верой. На мой личный взгляд, посредники, в том числе и ритуалы, молитвы — в их традиционном виде — это не главное, — хотя несомненно то, что это организует и настраивает верующего человека.

Главное же — не внешнее, не традиция, не крашеные яйца на Пасху или маца на Песах. Главное — содержание, заповедная, сокровенная человеческая суть. Хочу сказать, что мое упоминание о светскости означает то, что я не отношусь к принимающим традиционные религиозные каноны, только и всего. Но я отнюдь никогда не говорила, что я атеист, это разные вещи.

Я ВЕРЮ в рациональное (следовательно, разумное) начало всех начал, в эту рациональность всего сущего, в мудрую, разумную природу, в неслучайность всего в мире – в причинно- следственные законы Жизни на Земле и Вселенной вообще. Верю в гармонию мироздания, верю в Закон «сохранения энергии» — не только в физическом смысле, но и в психологическом: так устроен балланс в жизни, в природе, что добро — созидательно и оно преумножает себя, зло же разрушительно по законам Природы (природы — в более широком смысле), оно несет потери, «наказание» соприкоснувшимся с ним.

Попросту говоря, я не верю в Бога, как в конкретный Образ, или Судью, — это неизбежно ограничивало бы его.
Однако — верю в некую Закономерность, Высшую Рациональную (и справедливую) Природу Бытия, существование Высшей Мудрости во Вселенной. Мой «Бог» (не важно, как его назвать – Природой ли в более широком смысле, Космосом ли, или Созидательной Энергией), — как бы создал «программу» Высшей гармонии и целесообразности, и «отошел в сторонку». Ему не нужно вмешиваться, казнить или миловать, наказывать или поощрять, следить за людьми «вручную»: его «программа» настолько совершенна, что в ней учтено все и она уже миллионы лет действует автоматически, не ошибаясь…

Я бы сказала, что нахожусь ближе к Аристотельскому восприятию Божественного.

Насчет Ваших вопросов о моей стране. На мой взгляд, именно вне ее имело бы особый смысл соблюдать традицию, религиозные обычаи и т. д. — чтобы сохранить нац. колорит и не ассимилироваться среди других народов. Это (блюсти национальные и религиозные традиции своей национальности) — было поступком, когда это было «вопреки» среде, а не ради того, чтобы просто быть «как все». Я и сама в свое время (во времена СССР вообще и во времена своей максималистской юности, в частности) таким образом «бросала вызов». Приехав же сюда, можно быть уверенным, что ты не забудешь, кто ты есть, — однако вместе с этим, наконец-то позволить себе и роскошь «забыть об этом».

Однако это уже разговор больше о религиозности, причастности к религии – но не о самой Вере в какое-либо Универсальное, высшее начало бытия вообще.

В этом-то и заключается главный нюанс нашего разговора: нерелигиозность сама по себе вовсе не означает ни атеистического восприятия, ни дарвинистических убеждений.

Автор — Инесса Гольдберг

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *