10,5 секретов успешного тренера

10,5 секретов успешного тренера

(статья для начинающих тренеров)

Каждый, кто начинает карьеру ведущего тренингов, будь то психологических тренингов, корпоративных или бизнес-тренингов, непременно задается вопросом: «Как стать хорошим тренером? Как достичь успеха в этой сложной профессии?». В этой статье я бы хотела поделиться с Вами секретами успешного проведения любого тренинга – только теми, которые я использую сама, которые выработала на собственной многолетней практике тренерства.

Секрет № 1. Создайте в группе атмосферу доверия – друг к другу и к Вам лично. Как это сделать? Введите в начале тренинга правило конфиденциальности, обеспечив таким образом безопасность участникам, обязательно включите в структуру занятия делилки (первый круг, завершающий круг и т.п.), позволяя участникам тренинга выражать свои позиции и чувства. Не забывайте делиться с группой сами, демонстрируя таким образом включенность в группу, свое доверие группе, напоминая, что Вы тоже живой человек, а не просто тренер. Используйте в процессе подачи материала примеры из своей практики – только практикующий специалист вызывает  к себе доверие учеников. Если в процессе тренинга предусмотрена оценка группой работы отдельного ее члена – введите следующее правило: критику необходимо выдавать по схеме «позитивное-негативное-позитивное». Это нехитрое правило позволяет участникам быть более удовлетворенными поступающей критикой, а Вам – влиять на общее настроение группы.

Секрет № 2. Обеспечьте формирование единства, сплочения. Это можно сделать, например, вводя в структуру тренинга сплочающие упражнения на разогрев. Одно такое правильно подобранное упражнение длительностью всего 5-10 минут может существенно сплотить Вашу группу, что непременно скажется на успешности проведения тренинга.

Секрет № 3. Отслеживайте настроение каждого члена группы и по необходимости будьте внимательнее к членам группы, проявляющим недовольство. Выявите вероятные причины недовольства (не обращая на это внимания группы!), по возможности устраните их.

Секрет №4. В процессе подачи материала используйте юмор, метафоры, примеры из жизни участников. Этим Вы оживите даже самую сухую теорию, добьетесь лучшего понимания и усвоения информации учащимися.

Секрет №5. Отслеживайте потребности членов группы. Если Вы планировали перейти к следующей части тренинга, но видите, что у группы сформировались другие потребности (например, разобрать подробнее ситуацию одного из участников или выполнить еще одно упражнение для освоения пройденного материала), подумайте, что будет важнее и эффективнее сейчас для группы.

Секрет № 6. Обязательно готовьтесь к Вашему психологическому или корпоративному тренингу заранее (имеются в виду как содержательные, так и организационные моменты). Успешный тренер отлично знает свою тему, он не читает тренинг с листа, обеспечивает готовность своего помещения ко времени прихода участников, перерывы на обед и кофе-брейки, наличие всех необходимых материалов и канцелярских принадлежностей, которые могут потребоваться группе. Если что-то из этого Вы упустите, то участники могут сделать вывод, что Вы проводите тренинг впервые. Отношение к тренеру-новичку соответствующее.

Секрет № 7. Хороший тренер обеспечивает усвояемость участниками даже очень сложного материала (зачем еще, Вы думаете, им нужен этот тренинг?). Чередуйте в структуре тренинга теорию, примеры и практику. Этим Вы сможете повысить уровень усвоения предлагаемого материала.

Секрет № 8. Запоминайте имена членов группы, если бейджи отсутствуют или уже сняты. Чаще называйте участников по именам, обращаясь лично к каждому из них, а не только к группе в целом. Ни для кого не секрет, что любой из нас любит, когда его называют по имени. Это нехитрое правило способно помочь Вам наладить и укрепить контакт с каждым членом группы.

Секрет № 9. Обязательно запоминайте, кто из участников уже высказался, а кто нет! Никому не понравиться быть забытым, пропущенным.

Секрет № 10. Обеспечьте работу всех членов группы. Недопустимо участие одних и тех же членов на фоне бездействия других. С другой стороны, вытаскивать участника насильно тоже не надо, если он четко дает Вам понять свое нежелание выполнять упражнение. Такие пассивные участники должны высказываться хотя бы в обязательных для всех кругах и упражнениях (первый круг, завершающий круг, супервизионный круг и т.п.), чтобы обеспечить целостность группы.

Секрет № 10,5 (бонусный).
Не участвуйте сами в упражнениях, предусмотренных для членов группы, даже если Вас попросят. Необходимо строго сохранять позицию тренера на протяжении всей продолжительности мероприятия, иначе Вы рискуете потерять управление ходом тренинга и изменить отношение участников к Вам (примете роль «участника» в глазах членов группы), что обязательно скажется не в лучшую сторону на эффективности тренинга для всех членов группы.

И помните о том, что эффективность тренинга – Ваша главная цель!

Автор — Минакова Мария

Психотехники в переговорах

Психотехники в переговорах

Ведущая —Беляева Любовь

Время проведения:

  • 16 ноября, начало в 10-30

Контакты:

Тренинг «Психотехники в переговорах» даст уверенность в ситуациях переговоров в любых сферах жизни, целенаправленно управлять процессом переговоров для достижения поставленных целей и строить долгосрочные отношения с Вашими партнерами.

Умение общаться с людьми это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете.
Джон.Д.Рокфеллер

Этот тренинг предназначен для людей, которые считают, что нет проблем — есть задачи, и готовы эти задачи решать, используя максимум возможностей.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТРЕНИНГА:

  1. Диагностика партнера по переговорам.
  2. Структура переговоров
  3. Установление контакта.
  4. Презентация предложения.
  5. Работа с возражениями.
  6. Завершение переговоров. Методы и наиболее опасные ошибки при переговорах.
  7. Влияние эмоций на процесс переговоров.

Тренинг «Психотехники в переговорах» даст уверенность в ситуациях переговоров в любых сферах жизни, целенаправленно управлять процессом переговоров для достижения поставленных целей и строить долгосрочные отношения с Вашими партнерами.

Продолжительность 1 день 8 часов с учетом кофе брейков и перерыва на обед.

Практический психолог: профессия усложняющегося мира

Практический психолог: профессия усложняющегося мира

Как Вы думаете, что может быть удивительнее и сложнее самой фантастической выдумки? Конечно же жизнь. Только она может создать ситуации и проблемы столь сложные, что не решить ни одному шахматисту, ни одному аналитику. И, тем не менее, мы вынуждены в этих сложных ситуациях принимать решения, бороться и добиваться своего. А ведь неплохо бы еще и успеть порадоваться солнцу и весне, улыбке ребенка и удачной шутке, счастью своих ближних и собственным успехам. Где взять на это силы, если стрессы и проблемы следуют один за другим. Тем более в таком мегаполисе как Москва, тем более в такое напряженное и сложное время как наше. Тут бы выжить суметь, урвать свой кусок, не оказаться на обочине…

Примерно так характеризует свою жизнь каждый второй приходящий ко мне на консультацию клиент. Какое уж тут время ребенку сказки почитать… Какие уж тут разговоры с мужем по душам, когда ужин бы успеть приготовить, перестирать все, да спать упасть… Я уж о сексе и не говорю… Какая уж тут учеба, или прогулка, или концерт, или любовь…

Не правда ли, знакомо!

А знаете ли Вы, что люди, о которых мы привыкли читать в газетах, смотреть видеорепортажи, и которым привыкли завидовать, живут еще более интенсивной и стремительной жизнью? Как же они выдерживают? Когда все успевают? А тусовки и рауты?

Оказывается, дело не в том, насколько сложна и интенсивна Ваша жизнь, а в том, насколько она наполнена успехом, радостью и новыми впечатлениями. Несчастный человек думает только о том, как бы выкарабкаться из сложной ситуации, свести концы с концами, а счастливый – о том, что его ждет впереди: встречи, планы и новые горизонты. И, между прочим, все это зависит от самого человека, а вовсе не от того, как сложилась его жизнь.

Но что же делать, если Вам кажется, что жизнь сложилась не очень? Если на работе не слишком ладится, или успехи детей в школе не приводят в восторг? Есть достаточно простой выход – отправиться к психологу.

Только не ахайте сразу! Это вовсе не значит, что Вы больной, или неудачник, или не можете сами справиться со своими проблемами. Просто зачем биться в одиночку, когда есть возможность получить подсказку. Зачем мучиться, если есть специалисты, знающие, как вернуть радость жизни, весны и любви. Даже в очень сложных ситуациях.

К сожалению, не многие пока понимают, что психологи могут реально помочь, причем не за годы, а за несколько встреч. Даже многие студенты-психологи на первых порах относятся к оптимизму преподавателей с некоторым скепсисом. Не всегда, конечно, но большинство проблем не так уж и сложны. Разумеется, если Вы действительно хотите от нее избавиться, а не решили вечно холить и лелеять свою проблему, как родную.

Профессия психолога является одной из самых востребованных в современном обществе! Особенно в Москве, где спрос на нее уже довольно серьезный. Что же конкретно может практический психолог, если не считать простого поднятия настроения и устранения чувства тупика.

Лично мне бы, конечно хотелось, чтобы психологическое консультирование (отечественный вариант психотерапии) стала, наконец, серьезно востребованной. А ведь в этой области возможно очень и очень многое. Помощь в кризисных и стрессовых ситуациях, профилактика неврозов и депрессии, поиск выхода из сложных личных ситуаций, работа с последствиями разводов и потери близких, отношения в семье, проблемы с воспитанием детей, – вот далеко не полный перечень проблем, которые ежедневно решают психологи-консультанты. И это с учетом того, что далеко еще не все хорошо и правильно информированы о возможностях практической психологии. Многие боятся обращаться к специалисту, стараются справиться самостоятельно. Однако рост благосостояния населения (даже, несмотря на кризис), особенно в крупных городах, постепенно повышает спрос на услуги профессионального психолога-консультанта.

Также огромные возможности есть и у социальной психологии. В настоящее время подготовка практически любого специалиста, имеющего дело с людьми, не обходится без привлечения социальных психологов. Навыки общения и успешного взаимодействия с людьми, самопрезентации и эффективного убеждения, умение вести переговоры, а также развитие индивидуального имиджа и имиджа организации, – все это сфера деятельности практического психолога.

Я уже не говорю о таких модных и активно развивающихся областях применения психологических знаний как реклама, PR (связи с общественностью), политтехнологии, развитие корпоративной культуры, командообразование и медиатренинги (умение выступать перед представителями СМИ).

Особое место в сфере социально-психологических дисциплин занимает психология управления. Знание основ психологии управления позволяет эффективно решать кадровые вопросы, регулировать возникающие производственные конфликты и эффективно использовать управленческие возможности.

Интересной областью применения социальной психологии является организационное консультирование. Это помощь в разрешении уже возникших или только назревающих конфликтов, подготовке мероприятий по реорганизации управленческих структур, а также разработке кадровой политики предприятия. Социальные психологи регулярно принимают участие в работе команд по антикризисному управлению.

Возможности практической психологии огромны! Но, увы…

Кроме возможностей необходима еще и потребность в помощи психолога. А она увы пока не сформирована.

По роду своей деятельности я постоянно вращаюсь как в сфере социальной психологии, так и в сфере психотерапии. И вот, что меня всегда удивляет. Многие готовы мучиться годами, совершать серьезные ошибки или, в крайнем случае, мелкие просчеты. Но далеко не многие готовы позволить какому-то чужому человеку объяснить им, что и как нужно делать. Я сталкиваюсь с этим постоянно.

Бизнесмены могут потратить половину отведенного на тренинг времени на то, чтобы попытаться объяснить тренеру, что ему (бизнесмену) нечему учиться в области публичных выступлений или управления проектами. И это вместо того, чтобы выжать тренера досуха и получить для себя максимальную пользу от общения с ним. А уж сколько раз мне объясняли, что посторонний человек ничем не может помочь в решении проблем. Лучше уж пойти к друзьям…

Да, ради бога! Пойдите к друзьям, если вам так нравится.

Только кто поручится, что ваши друзья вам не позавидуют или не будут раздражены вашими  просьбами о помощи? Что услышать именно то, что вы хотели донести, а не то, что им хотелось услышать?

Что они достаточно компетентны, чтобы дать вам совет?

Ведь практический психолог (я имею в виду, конечно, профессионалов) обучен именно этому: выслушать и понять человека, не привнести в понимание проблемы ничего своего, никаких своих тараканов и помочь найти тот единственный способ выхода из ситуации, который удовлетворит клиента.

Так почему же не воспользоваться его знаниями и опытом?

Автор – Котон Ирина

С тех пор они жили долго и счастливо…

С тех пор они жили долго и счастливо…

Все мы мечтаем о том, чтобы рядом с нами были верные друзья, любимые люди, понимающие коллеги. И вообще, люди, которые готовы нас понимать и поддерживать. Но вот, что странно… Все люди этого хотят, но почему-то никто не получает в полной мере.

Как вы думаете, почему?

Я лично полагаю, что мы хотим, чтобы это свалилось нам на голову как бы само собой. Бац! И рядом с тобой верный друг. И, что бы ни происходило, он будет нашим верным другом. Понимаете, чего не хватает в этом желании? Правильно, — нашей с Вами активности. Он-то нам верный друг, а мы ему? И что конкретно мы сделали, чтобы он остался нашим верным другом навсегда?

По-моему, именно здесь и скрыт секрет! Друзей надо создавать и растить нашими собственными усилиями. Как детей, как сад. Иначе в какой-то момент Вы вдруг поймете, что друга у Вас уже нет.

Разумеется, близкие отношения первоначально базируются на совместных интересах, симпатиях и антипатиях. Если человек Вам глубоко безразличен, то никаких отношений не возникнет.

Такая вот возникшая симпатия – подарок судьбы. Она возникает сама, легко преодолевает все преграды и создает основу для взаимопонимания.

Прекрасно! И что же дальше?

А дальше, мы начинаем думать, что так и будет всегда. Она же меня любит, значит, поймет, простит и будет любить всегда. Он же мне друг, значит, никогда не подставит, поддержит во всем, а то и пожертвует для меня своим временем, деньгами и интересами.

И, когда это вдруг заканчивается, мы страшно удивляемся. Как же он, она, они могли?! Ведь мы же были так близки и так доверяли друг другу…

Отчего же так происходит?

Да, в общем, ответ прост – мы слишком были заняты своими делами и интересами и не обращали внимания на поддержание межличностных отношений. Мы ничего не сделали для того, что они нас любили и поддерживали как прежде.

А на работе? Все ведь то же самое. Мы пишет деловые письма, ставим людям задачи, но редко подходим к ним, чтобы просто сказать что-то по-человечески. А потом удивляемся, что сотрудники так безразлично относятся к работе. Но, если работа – только обязаловка, как можно к ней относиться небезразлично? Ради денег? Да, помилуйте!

Что же делать, чтобы привязать к себе людей, поддержать их интерес к себе, их хорошее отношение? Необходимо правильно выстраивать межличностные отношения. Это можно поставить как навык, как привычку.

Помнится, в одной фирме, менеджеров которой я консультировала, я посоветовала директору раз в неделю просто проходить по офису и говорить с сотрудниками. Это серьезно повысило их мотивацию. По-хорошему, так надо создавать целый комплекс мер по повышению лояльности сотрудников. Возьмите тексты Ричарда Бренсона и посмотрите, как он добивался приверженности своих подчиненных делам компании. Там очень много ценных советов и замечаний.

Что же мешает нам постоянно и планомерно выстраивать и поддерживать отношения с близкими, друзьями, коллегами? Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины.

  1. Страх. Страх быть непонятым, отвергнутым, выставить себя в дурацком свете, показаться навязчивым и т.д. Понятно, что страх и волнение при первых контактах с незнакомыми людьми это нормально. Проблема заключается в том, что для некоторых людей он перерастает в барьер, который не позволяет налаживать отношения.
  2. Неадекватная самооценка. С одной стороны, это может быть чувство, что я не могу быть интересен этим людям. А с другой, это представление о том, что они меня и так должны боготворить, чего тут делать какие-то дополнительные усилия.
  3. Глобальные выводы из отдельных ситуаций. Это идеи типа «я один раз уже попробовал, ничего хорошего из этого не вышло». Да, так тоже бывает. Но это не является правилом. Это случай. Обобщения негативного характера как бы «фокусируют» внимание на негативных моментах и постепенно убивают мотивацию к любым действиям, направленным на их развитие.
  4. Долженствование. Чувство, что я должен что-то делать для поддержания отношений, часто убивает мотивацию. Почему я должен что-то делать для поддержания отношений с мужем. А он? Что мне больше всех надо? Если Вам надо, значит Вам надо. Какая разница, как это расценивают другие. Я, например, всегда говорю своим клиентам, что посуду должен мыть тот, кого беспокоит то, что она не вымыта.
  5. Отсутствие навыков выражения эмоций. Частенько люди просто не знают, как сказать другому, что он важен и нужен. Многие спрашивают у меня, какими словами это делать… Но ведь слова не так уж и важны! Важнее, что Вы чувствуете. Если Вы позволите своему чувству выражаться вовне, слова найдутся.

Как быть, если существуют сложности с налаживанием межличностных отношений? Учиться. Приобретать навыки. Сделать это своей привычкой. Право же, вы не потратите своих усилий напрасно.

Каждый день, каждый час, каждую минуты мы вступаем в отношения с другими людьми. Знакомыми и незнакомыми, приятными и неприятными, близкими и далекими.

Построение любых отношений, не важно в бизнесе или в семье, требует от человека определенных универсальных навыков. Развитие и совершенствование этих навыков позволяет легко и комфортно строить отношения с очень разными людьми. И, разумеется, добиваться своих целей.

Существуют тренинги межличностных отношений, на которых Вы сможете больше узнать о необходимых навыках и начать их применять.

Что они дают? Да, прежде всего, уверенность в межличностных отношениях. То есть умение спокойно и эффективно строить отношения с любым человеком и добиваться того, чтобы общение с ним было для Вас комфортным.

Перечислю основные навыки, которые необходимы для построения эффективных межличностных отношений:

  • Умение видеть и понимать чувства, которые испытывает другой человек, и догадываться о его желаниях на основании особенностей его поведения. Опыт показывает, что при желании практически любой человек к этому способен.
  • Умение понимать свои желания чувства и открыто о них говорить. Признаться самому себе в своих чувствах и решить, что конкретно хочешь – очень важный навык. Уверенный в себе человек обычно точно знает, что ему нужно, что ему приносит удовольствие и поэтому ему легче добиться своего.
  • Умение помочь партнеру выразить свои чувства и сформулировать желания. Этот навык снимает массу проблем в межличностных отношениях и существенно экономит время на их выяснение.
  • Умение открыто говорить о своих чувствах и желаниях. Важно при этом исключить моменты обиды или агрессии. Не наорать, не иронизировать, не говорить что-то вроде «ты никогда не мог этого понять»… А рискнуть открыться. «Мне страшно», «я переживаю», — вот правильные способы коммуникации.

Привычка грамотно применять эти умения в любых ситуациях общения, неважно, на работе, дома или в компании, позволит Вам стать мастером межличностного общения и заставит людей тянуться к Вам и искать Вашей дружбы.

Конечно, это накладывает некоторые обязательства…

Но зато верные друзья, преданные сотрудники, благожелательное начальство и верная жена – Вам обеспечены.

Автор – Котон Ирина

Куда бедному клиенту податься?

Куда бедному клиенту податься?

Или что происходит на рынке психологических услуг…

С начала 90-х годов прошлого века к нам потоком хлынули книги и живые носители различных направлений психотерапии. Это был просто праздник для практических психологов. Все можно было попробовать, со всем познакомиться… Столько нового! Столько возможностей! Столько разных техник!

Оказывается, фобии можно снимать за 10 минут…

Оказывается, всю внутреннюю противоречивость, так свойственную русской душе, можно разложить по полочкам… Или, извиняюсь, рассадить по стульям… И это не будет шизофренией!

Оказывается, родители бывают не только внешними, но и внутренними…  И их можно воспитывать!

И мы все это впитывали и заглатывали. Пробовали и обсуждали. Отбрасывали или принимали.

Да, не закидает меня камнями нынешняя психологическая поросль, но в те времена наши отечественные психологи еще славились твердой методологической базой и здоровой критичностью в отношении различных технологических подходов. Психологи в то время еще были учеными, с хорошей научной подготовкой, с навыками проведения экспериментальных исследований… И мы еще долгое время держались на нашей методологии, нашем здравом смысле и нашей хорошей научной подготовке.

И вот печальный конец.

Три института гештальттерапии…

Три института, готовящих психоаналитиков…

Огромное количество программ по NLP (нейролингвистическое программирование – типично американский подход к психотерапии)…

И это только в Москве.

Ощущение такое, что понятие секонд хэнда необходимо сильно расширить!

Ну, не очень сейчас пользуется спросом в развитых странах психоанализ… В страны третьего мира его! Ах, им не до того? Голод? В Россию! Ей всегда до того.

Ну, переполнен рынок специалистами по NLP… На восток их! На восток!

И если профессиональные психологи еще пока выдерживают эту лавину технологических монстров (опять же методологическая база, философская подготовка и критичное отношение пока помогают), то любители купились. Не надо долго изучать разные направления, экспериментальные данные, проводить сравнительные исследования эффективности подходов… Можно получить сертификат гештальттерапевта или психоаналитика. Меньшими усилиями. И гораздо быстрее. И не беда, что на западе для этого всегда требовалось наличие именно психологического образования (не говоря уж о прохождении сотен часов личной психотерапии и сотен часов работы с супервизором)… У нас в России этого не требуется. Иногда вообще никакого образования не требуется.

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Во-первых, мы имеем массу псевдо-обученных психотерапевтов, которые умеют все делать по технологии, в то время как конечный результат, по-прежнему, остается «в руках Божьих». Они уже в детских садах, школах, консультативных центрах и на фирмах. Само собой, достаточно здоровому ребенку, взрослому или коллективу они повредить не могут. Но они не могут помочь тем, кто реально нуждается в помощи профессионала.

Во-вторых, в настоящее время в отечественных около-психологических кругах сложилось весьма странное представление о практическом психологе. Это, прежде всего, человек, четко придерживающийся определенного западного направления психотерапии. В противном случае, он не имеет права называть себя практическим психологом. Когда меня во время регистрации в качестве участника конференции по психотерапии спрашивают, к какому направлению я принадлежу, организаторы имеют в виду только и исключительно западные направления психологической работы. Мой стандартный для московского психолога ответ, что я принадлежу к культурно-исторической школе Л.С.Выготского, повергает их в ступор. Единственный выход из него, который им оказывается доступен, причислить меня к какой-нибудь секции на основании предмета исследований, которым я занимаюсь. Это примерно так же как уравнять DJ-я на радио и физика-теоретика, занимающегося проблемами радиосвязи. А одна дама-психотерапевт так прямо заявила мне: «Как же мы можем проверить правильно ли вы консультируете человека, если вы не относитесь ни к одной из западных школ?» А то, что все западные школы возникали из несогласия с предыдущими исследователями, это ее ничуть не беспокоит.

То есть, в современном представлении отечественная психология не в состоянии встать в один ряд с западными психотерапевтическими направлениями. И это несмотря на то, что западным направлениям у нас можно обучиться только по весьма неярким образцам.

Таково сложившееся на сегодняшний день положение.

Еще недавно мы имели свои психологические школы, но, кажется, это почти уже в прошлом… Большинство современных психологов знакомы только с западными образцами и совершенно не способны мыслить научными психологическими категориями. Я вовсе не утверждаю, что западные направления психотерапии не работают! Работают. Но у них есть свои ограничения, как в любом методе. Их необходимо знать и понимать. Это понимание и дает профессиональная психологическая подготовка.

И особенно сейчас в эпоху неконтролируемого развития интернет-коммуникаций и социальных сетей мне кажется, что крайне необходимо восстанавливать единое научное психологическое пространство, где любой человек мог бы получить четкое представление о том, что является признанным всеми психологическим законом, что – удачно работающей техникой, а что, извините, просто нестерпимым желанием поделиться своими гениальными размышлениями на психологические темы.

Автор – Котон Ирина