Психотерапия или таблетки. Выбор за вами.

Психотерапия или таблетки. Выбор за вами.

Часто мы не знаем что выбрать. Рискнуть отправиться в путешествие к самому себе или традиционно довериться доктору и пить таблетки. Данная статья поможет вам понять, что же такое терапия и чем она может вам помочь в решении ваших проблем. А выбор конечно за вами…

Психотерапия или таблетки?

Психотерапия, традиционно — это разговоры. Но не всегда, бывает терапия с помощью рисунков, лепки, сценической постановки проблемы, телесного ее выражения. Это во многом зависит и от проблемы, и от клиента, и от творческих способностей психотерапевта.

О чем можно говорить на сессии? Здесь нет запретов, а если и есть, то только Ваши собственные. Беседа может касаться поступков и чувств, переживаний и фантазий, сновидений и воспоминаний. Можно говорить о детстве и взаимоотношениях с родителями, о подростковом периоде, о взаимоотношениях дома и на работе, о довольстве и недовольстве, агрессивных фантазиях и страхах… словом обо всем.

Кстати, Ваша безопасность может быть гарантирована с помощью анонимности. Вы можете назвать себя каким угодно именем. Никто не потребует ваших документов, адреса, прописки, места работы и т. д. Если вы не захотите этого сами, терапевт никогда не станет встречаться с Вашими родными. Ему не нужны справки из больницы. Перед терапевтом Вы просто личность, такая как есть.

Направления психотерапии

В психотерапии существует множество направлений и специализаций. Одни направления занимаются практически всеми проблемами — психоанализ, гештальт-терапия, трансактный анализ, нейро-лингвистическое программирование. Другие фокусируются на отдельных проблемах. Семейный психотерапевт концентрируется на помощи клиенту в решении семейных проблем, работая со всей семьей. Психотерапевт занимающийся групповой психотерапией, стимулирует сознавание трудностей в общении с окружающими (что и как делает клиент, чтобы у него были такие проблемы). Есть специалисты, работающие с психосоматическими расстройствами, как с отражением психологических проблем пациентов. Естественно, что детский психотерапевт занимается проблемами в отношениях детей и родителей, нарушениями поведения детей и их контактов с окружающими, а нарколог — психотерапевт — проблемами семьи алкоголика.

Самому “почтенному” направлению психотерапии — психоанализу более ста лет и уже в начале ХХ века он приобрел всемирную известность. Его основателем был известный венский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд.

Психоанализ основан на представлениях о том, что личность — результат закономерно сменяющих друг друга периодов психосексуального развития. В каждый из этих периодов, начиная с рождения, у каждого человека формируются свои способы реагирования на ситуацию. Чаще всего во взрослой жизни удается справиться с большинством житейских трудностей и ситуаций. Но иногда, с детства остается привычка к определенному поведению (своеобразное “застревание” на одной из стадий психосексуального развития). В ее основе нередко лежат оношения с родителями и другими близкими людьми. Если ребенку попавшему в сложные травмирующие обстоятельства, вовремя оказывается поддержка и внимание, у него вырабатываются здоровые защитные механизмы, а также такие качества, как гибкость, открытость, уверенность в себе..

Дети же лишенные по какой-либо причине родительского тепла и внимания, вырастают чувствуя себя беззащитными и одинокими. И тогда, чтобы справиться со своими болезненными чувствами, они “цепляются” за то, что приносит им облегчение. Если им не удается выработать более эффективные защитные механизмы, работают те, что закрепились с раннего детства.

Еще одно глобальное положение психоанализа — это структура человеческой психики. Под пластом сознания (представлений и знаний о мире и о себе) лежит огромный пласт бессознательного — тех мыслей, чувств и представлений, которые обычно не осознаются. Это “неправильные” и, часто, запретные мысли, чувства и представления, противоречащие социальным правилам и семейному воспитанию. И, несмотря на это, они оказывают огоромное влияние на жизнь и здоровье.

В процессе психоанализа бессознательное пациента или клиента становится более доступным ему и принимаемым им, не как с что-то чужеродное, а как часть себя. Становятся доступными воспоминания, чувства ижелания, которые в обычном состоянии скрыты от нашего сознания многочисленнми психологическими защитами. К ним относится, например, не видение очевидного, забывание важных для себя вещей и т. п. Психоаналитик помогает разобраться в том, как неосознаваемые мысли и чувства влияют на поведение. А это ведет к лучшему пониманию себя, облегчению страданий, способности к самоподдержке и удовольствию от жизни.

На базе психоанализа, вобрав в себя его достижения, в последние годы бурно развивается еще одно направление современной психотерапии — ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Откуда взялось это странное слово «гештальт»

Первоначально существовала гештальт-психология, изучающая динамику человеческого восприятия. С точки зрения этой науки, человек не просто воспринимает происходящее, он струтурирует и навязывает правила своему восприятию. Так круг нарисованный непрерывной линией и круг нарисованный отдельными точками будут восприниматься как два круга на фоне белого листа. Многим знакомы изображения молодой девушки и старухи, которые можно увидеть вглядываясь в разные детали картинки. Или два профиля и ваза, которые проступают то, как фон, то как фигура. Фигура выступающая на фоне и есть гештальт (немецкое слово, обозначающее образ, совокупность деталей, формирующих что-то целое). Точно так же и ситуацию мы можем оценивать так, как привыкли или так, как хотим видеть.

Какое отношение это имеет к гештальт-тервапии? Фриц Перлз, талантливый ученик Фрейда выросший, потом, в не менее знаменитого основателя нового направления психотерапии использовал закономерности восприятия для создания новой психотерапевтической системы и гуманистических представлений о человеческом существовании. Понятия фигуры и фона он применил для обозначения важных вещей в нашей жизни.

Наши чувства — это непрерывный процесс. Каждое мгновение жизни можно определить по крайней мере как приятное или неприятное, комфортное или дискомфортное. Если свое состояние воспринимать более дифференцированно, то можно говорить о чувствах. В современном обществе чувства, ориентирующие человека по отношению к ситуации, рассматриваются скорее как помеха. Принято быть невозмутимым, холодным и собранным. Проявление эмоций рассматривается как потеря контроля и воспитание направлено на то, чтобы человек учился контролировать себя и выражение своих чувств. Отправляясь в “крестовый поход за контроль над эмоциями” родители нетерпеливо требуют, чтобы ребенок поскорее справился со своими естественными проявлениями, после чего слезы и плач вполне серьезно считаются взрослыми за что-то совершенно неприличное. Поэтому часто спокойствие только изображается, считаясь проявлением хорошего тона в поведении.

Такое спокойствие — маска, которая надевается, например, для того “не показывать свои слабости” или демонстрировать “владение собой”. Однако избегая боли, человек “прячет” важные чувства и переживания в фоне, “забывая” о них… И тогда на вопрос “Что Вы сейчас чувствуете?” пациент отвечает “Ничего! А что я должен чувствовать?”, демонстрируя один из механизмов психологической защиты. Он нужен для того, чтобы защитить человека от слишком сильных чувств: душевной боли, разочарования, страха, ненависти и др. Все же человек не бывает “пустым”. И подавленные, не выраженные им чувства могут жить с ним долгие годы. Отсутствие “фигуры”, а проще подавленные и невыраженные чувства, ведут к эмоциональному напряжению, беспокойству, раздражительности, плохому сну, потере аппетита или, наоборот, его чрезмерному усилению.

Очень важно осознавать непрерывность своего эмоционального опыта и принимать чувства не как помеху мешающую управлять своей жизнью, а как ориентиры по отношению к своим желаниям. Пациенты-невротики, например, часто не могут понять каковы их конкретные желания или не могут определить свое собственное отношение к окружающему так, чтобы важные их жизненные потребности удовлетворялись. Вот одна из пациенток жалуется на то, что она не может определить своего отношения к молодым людям. Если ей говорят, что молодой человек нравится другим, он и ей становится симпатичен. При этом она не может никак понять, почему у нее самой не складывается устойчивых отношений с мужчинами, почему ее бросают…

Если такой способ обращения с самим собой становится преобладающим, пациент перестает ориентироваться в своей жизненной ситуации (фон). Люди без желаний страдают депрессией. Все им кажется ненужным, ничего не хочется. Для того чтобы ориентироваться нужно уметь “чувствовать себя”. Чувствуя себя, проще находить свои желания (фигура). Желание — это указатель дороги в будущее. Желание мобилизует человека, направляет в нужное русло и определяет цель. А дальше можно принимать решение — делать что-либо или не делать для их осуществления и что именно.

Если мы прислушиваемся к своему организму, (своему телесному Я), то заметим, что он выбирает делать то, что относится к его потребности. Если мы испытываем жажду, то и наши действия будут направлены на поиски стакана с водой… Конечно, можно сказать “ Я буду воспитывать волю и не буду целый день пить воду!”. Однако согласитесь, что мы будем постоянно возвращаться к мыслям о ней… “случайно” оказываться возле графина с водой… злиться “по-другому” поводу… Человек же живущий в соответствии с естественным ритмом появления и завершения потребности (желания) чувствует себя ясным и эффективным.

Автор — Конопий Наталья

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *