Развитие уверенности в себе у детей

Развитие уверенности в себе у детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет)

Если в дошкольном возрасте ребёнок не уверен в себе, то это происходит потому, что в это время ядро уверенности в себе в нём только формируется. В младшем школьном возрасте испытания для нее еще более сложны. В этот жизненный период складывается представление ребенка о своих реальных возможностях, о том, могут ли они быть успешными среди своих сверстников, — то есть учебная уверенность. Попробуем понять, в чем ключевая роль именно этого возраста.

Для этого начнем с того, что вспомним день, когда вы сами первый раз пошли в школу. Кто вас туда повел? Как вы были тогда одеты? Какие картинки всплывают в памяти? Букеты цветов, громкая музыка, взволнованные, почему-то бегающие туда-сюда родители. И вы чувствуете себя одновременно и очень гордым и немного испуганным. А потом вас ставят в строй таких же нарядных детей, уводят в класс, украшенный шариками и красивыми картинками. А дальше… Дальше начинается школьная жизнь. И если начало у нее для всех одинаковое, то дальше пути учеников расходятся. Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будет сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. И в дальнейшем такой ребёнок станет Ломоносовым или кем-то другим, успешным и счастливым. А кому-то будет слишком трудно, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе, ущербности, нежелание учиться.

Почему так происходит? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых.

Взрослые часто не задумаются над тем, какие чувства ребенок испытывает в этот момент. Дети обычно долго ждут этого события не с радостью, но с волнением.

Павлик, 8 л.

Ты помнишь, как первый раз пошел в школу? Какие у тебя были чувства?

– У меня такие… взволнованные были чувства. Меня там еще до школы учили, как надо цветы давать. Я вместо цветов брал зонт. И я маме давал как учительнице. У меня все не получалось. Я так взволновался, что всю ночь не спал.

– Ты всю ночь думал, как цветы подарить?

– Да, думал, как я вообще в школу пойду. Я представлял, что там будут большие ребята, больше меня. А учительница, мне казалось, будет строгая. Сильно строгая. С указкой ходит там и за ухо будет всех поднимать.

А что особенного происходит с ребенком в школе? Оказывается, там он впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста и класса нормам чтения, письма, счета. Поэтому он впервые получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе.

Катя, 6 л. Когда мы вошли в здание школы, Катюша выбежала нам навстречу с криком: «А у меня сегодня три звездочки! «Когда я поинтересовалась, что они означают, Катя с важным видом принялась растолковывать систему оценок, придуманную находчивой учительницей: «Если в тетрадке все чисто и ошибок нет, то это звездочка, если ошибка или помарка — квадратик, если их много — треугольник, ну а если совсем плохо, то палочка». Потом мы отправились в раздевалку. Девочка продолжала посвящать меня в школьную жизнь: «Видишь, девочка в синей куртке? Это моя подруга Маша. Она очень красиво пишет. И у нее в тетрадках одни звездочки».

Вследствие этого некоторые дети неизбежно впервые осознают свое «невсемогущество». У них повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей.

Как следствие осознают свое самоотношение, оценивая самих себя с «официальных»  позиций, т.е. с опорой на учебные успехи. Дети считают себя хорошими, если у них все получается в школе, их хвалят взрослые

«Я хороший мальчик. Я не бегаю на перемене, помогаю убрать класс дежурным»; «Я пишу красиво. Я думаю, что я хорошая»; «Я хорошая, потому что очень хорошо читаю, хорошо решаю задачи и пишу их красиво».

Антон, 7 л. Мне нравится учиться в школе — меня хвалит Надежда Борисовна, у меня получается лучше других. И когда мама была на собрании, меня тоже хвалили. И мама пришла домой очень счастливая. Моя учительница очень хорошая. Никогда на меня не кричит. Я ее люблю.

Лиза, 9 л. У нас такая хорошая учительница по рисованию Ольга Ивановна. Она говорит, что у меня лучше всех получается. А на конкурсе рисунков я второе место заняла. Ольга Ивановна меня очень хвалила. Даже маме позвонила и поздравила.

Через призму собственного «у меня получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом.

Сергей, 9 л. В школе мне нравится заниматься математикой. Я быстрее всех в классе решаю примеры. Правда, во втором классе мне не нравилось, но когда я стал ходить на продленку, то быстро научился все-все решать. Мне даже учитель говорит, что я стану знаменитым математиком.

Настя, 8 л.

– Тебе нравится учиться?

– Да, потому что все получается и учительница хвалит.

Ира, 9 л. Мне не нравится английский, потому что ничего непонятно.

Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев оценки действий детей ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному ухудшению самоотношения детей.

Ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Например: «Я не люблю себя, потому что плохо учусь» или «Я плохо читаю. Я плохой, но я могу исправиться». Но сначала у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Постепенно вера пропадает: «Я плохой и исправиться не могу», но ребенок еще хочет быть хорошим: «Я мальчик плохой, потому что надоел учительнице и ребятам. Я, хоть и большой в классе, а ума у меня нет. Я стараюсь исправиться, но мне не удается. Я хочу быть послушным мальчиком», или «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи». В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление: «Я плохой. Но мне это безразлично».

Психологи считают, что с началом обучения в школе у многих детей снижается самооценка. Но настоящей «ямой» для него становится второй класс, когда появляются отметки — объективные маркеры того, что ребенок недостаточно хорош. Естественно, сами отметки не при чем, это ребенок их так воспринимает, поскольку учебная деятельность для него — первая ступень взрослости. Ее значимость подчеркивается родными: «Мама радуется, когда у меня «пять», и огорчается, когда «тройка». Папа гордится мной и хвалит за «пять», а за «два» наказывает и весь вечер поучает и воспитывает: «Вырастешь — будешь дворником (слесарем, сантехником и т.п.)». И ребенок начинает считать себя недостойным своих родителей, их любви, если не может достичь учебного успеха.

Однако трудно не только детям, но и родителям. Многие из них поступление ребенка в школу воспринимают как «экзамен» родительской роли: сумели ли мы стать хорошими родителями? Может, мы что-то сделали не так, раз наш ребенок недостаточно успешен? А тут еще собственные родители, любящие бабушки и дедушки добавляют: «Плохая мать — недостаточно занималась ребенком. Плохой муж — дома не бываешь». А если жена по каким-то причинам не работает, ведет дом, а у ребенка трудности… Нужно пожелать выдержки такой женщине — ей упреков, прежде всего от мужа, точно не избежать.

Многие родители требуют от своих детей невозможного, не понимая, что они тем самым снижают его самооценку. Предлагаем им поверить известному психологу Э. Эриксону, который утверждал следующее. К концу младшего школьного возраста на основе опыта, приобретаемого в учебной деятельности, у ребенка формируется такое важнейшее новообразование, как уверенность в своих силах, осознание себя как человека, способного добиться успеха, или его противоположности — осознание себя неумелым, неполноценным, не имеющим возможности достичь успеха. И именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования этих новообразований. Выходя из него, ребенок уже является либо устремленным к успеху, либо настроенным на неудачу.

Это положение мне кажется очень важным. Действительно, научиться, к примеру, читать быстрее можно и позже. А вот без уверенности в своих силах, без осознания себя имеющим право на успех, будет очень трудно жить даже самому круглому отличнику.

Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону — «я есть только то, что я могу делать». Малейшее снижение результата учебы приводит к чувству неполноценности, которое может негативно повлиять на актуальную ситуацию ребенка и может сформировать неблагоприятный жизненный сценарий.

В особо трудной ситуации в начальной школе в плане снижения самооотношения находятся дети с социальными страхами. Мы уже говорили о них, обсуждая истоки их появления в дошкольном возрасте. Как распознать их наличие и как помогать ребенку?

Довольно часто родители обращают внимание на то, что ребенок сильно переживает из-за учебных неудач — огорчается, если допускает ошибку. А на уроке после ошибки в ответе перестает поднимать руку, боится отвечать. А если получает тройку, то даже плачет. У некоторых детей, в особенности маленьких, ошибка может привести к торможению мыслительного процесса. И тогда они, однажды совершив ошибку, как будто перестают соображать, запоминать и выполняют задание все хуже и хуже.

Контрольная работа для такого ребенка представляет собой серьезное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах. Может заболеть голова, живот. Если задание письменное, то могут сильно напрягаться или потеть руки, ребёнок может сильно уставать от этого. Внимание ухудшается, и он делает такие ошибки, какие в обычной жизни не допускает. Поэтому, заметив это, родители нередко просят психолога проверить внимание, позаниматься с ребенком. А внимание в этом случае, как правило, вполне сохранно.

А на уроке ему так хочется достигнуть хорошего результата в учебе, что он либо постоянно тянет руку и обижается, если не всегда его спрашивают, либо наоборот внутренне напрягается — телом, голосом — и редко поднимает руку. А бывает так, что он перестает поднимать руку после случайной ошибки.

Он ставит себе высокую планку и огорчается, если не победил. Нет, он не завидует другим. Он просто сам хочет успеха — на уроке, в олимпиаде, спортивной игре. Он очень-очень старается.

Юра, 9 л. Я все три года учился на одни пятерки и был одним из лучших. Но в прошлой четверти получил сразу две четверки. Это очень плохо. Я боюсь, что меня разлюбит учительница. И ребята не будут уже так слушаться. И в играх я уже не буду главным. Ведь у меня есть две четверки, значит я уже не самый лучший. Я буду стараться, чтобы в этой четверти у меня были все «пять».

Так это просто здорово, что ребенок хочет быть лучшим! Он сам устремляет себя к победам. Нужно поощрять его в этом. Вы тоже так думаете? Надеемся, что нет.

Действительно, ребенок находится в постоянном напряжении, стараясь не сделать ошибку. Поэтому устает быстрее других. А иногда на перемене сбрасывает накопившееся напряжение криком и беготней. Некоторые дети в такой ситуации начинают болеть.

Но такому ребенку и учиться труднее, потому что сильное напряжение часто снижает внимание, и он делает ошибки как будто из-за невнимательности, но на самом деле из-за страха.

Обидно бывает, если из-за своего волнения за контрольные мероприятия он получает более низкие оценки, чем заслуживает.

Иногда страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие значимые для себя сферы жизни. Например, отказывается быть капитаном команды в каких-либо соревнованиях. Или выступить на сцене, боясь быть несовершенным. А в самом трудном случае вообще отказывается от ситуаций лидерства. Хотя реально имеет для этого все основания и сам хочет этого.

Почему это происходит? Может быть, родители что-то делают неверно? Отнюдь нет. Самое удивительное, что такого ребенка могут воспитать только очень хорошие родители, которые отдают ему много сил и внимания. Ребенок — большая ценность в их семье, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованы и социально успешны, поэтому не только хотят правильно воспитывать, но и знают, как это делать.

Ребенок в такой семье очень любит своих родителей, гордится ими, хочет походить на них. Но дело в том, что он видит своих родителей сразу успешными. Тот путь, который они преодолели, добиваясь успеха, даже если он им известен, не наполнен эмоциональным смыслом. Все равно дети сравнивают себя с родителями сегодняшними, и это сравнение не в их пользу. Они кажутся себе недостаточно успешными, и каждая сделанная ими ошибка подтверждает это. Каждая ошибка говорит им об их никчемности, о том, что они недостойны любви таких замечательных родителей.

Вы скажете, что никогда не ругаете и наказываете ребенка за ошибки? Верно, потому что ругает и наказывает себя ребенок сам. Парадокс, но чем теснее эмоциональная связь между ребенком и родителями, чем больше времени они проводят вместе, тем сильнее ребенок боится их огорчить. А значит, допущенная им маленькая ошибка превращается для него в Громадную Ошибищу. А если ребенок еще внутренне тонкий, эмоциональный, впечатлительный, то переживания его по поводу ошибок сильно мешают ему жить.

Страх ошибки относят к социальным страхам, потому что основной смысл его — стремление ребенка всячески соответствовать социальным нормам и требованиям к поведению. Действительно, дети со страхом ошибки, как правило, стараются соблюдать все нормы школы. Они всегда слушают учителя, не разговаривают с соседом, не отвлекаются по сторонам, не разглядывают свои руки или пенал. Получается, что и из-за этого они находятся на уроке в дополнительном напряжении. С ними очень хорошо и удобно педагогам, но детям тяжело постоянно жить без нарушения правил.

Как же быть родителям таких замечательных детей? Прежде всего, им надо начать с себя. Нужно сказать себе: «Я хороший родитель, раз у меня такой хороший ребенок». Если произнести ее будет трудно, подумайте, может быть, кто-то из родственников говорит, что вы недостаточно хорошая мать или отец. И эти слова вызывают в вас чувство вины за то, что вы что-то не доделали? Чувство вины — неконструктивное чувство. Если оно есть, постараемся убедить себя в том, что вы все делаете настолько хорошо, насколько можете. Есть объективные причины, чтобы не успеть или не смочь многое.

Наоборот, необходимо научиться искусственно создавать ситуации, в которых вы несовершенны, и демонстрировать их ребенку. Поскольку ребенок смотрит на родителей как на эталон, которому необходимо соответствовать, увидев ошибки родителей, ребенок даст на них право и самому себе.

Однако этого недостаточно. Важно научиться правильно реагировать на ошибки детей. Не следует произносить слова «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок услышит «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать позитивную лексику с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т.п. Если ребенок сильно переживает из-за ошибки, нужно найти способ его похвалить за что-то другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво написал», «Ошибся, зато видно, что ты старался».

Если возможно, стоит учить искать причину ошибки, например: «Возможно, ошибка возникла потому, что ты перепутал право или лево, подумай сам».

Но главное, необходимо поднимать ценность ошибок и их обучающее воздействие. Давайте поднимем идею обучающей роли ошибок до уровня жизненной философии, чтобы любая жизненная ошибка воспринималась не только с огорчением, а осмыслялась бы и давала бы опыт, побуждала человека к самоизменениям. Действительно, когда человек умеет учиться на своих ошибках, а не на чужих, — это здорово!

Для этого можно повторять детям крылатые фразы: «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а учит ошибка», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить» и т.п. И приучать ребенка анализировать причину ошибок, формулировать опыт, который он от них получил.

Хорошо, если родители поделятся с учителем своими тревогами о наличии социальных страхов у ребенка, обратят его внимание на проблемную область, попросят помочь. В особо сложных случаях потребуется поддержка психолога, который организует с ребенком индивидуальные занятия.

Но, наверное, труднее всего родителям будет справиться с собственным стремлением опекать детей, ведь они кажутся такими хрупкими, беззащитными. А детям, напротив, показана самостоятельность, которую они могут проявить по своему возрасту.

И еще им полезно много смеяться, иногда совершать необдуманные поступки. В общем, нудно добавить к их правильности «щепотку» непослушания, «крупинку» непокорности и чуточку шаловливости.

Итак, родители могут по-разному помочь детям. Но важно помнить, что родители иногда сами закрепляют, а порой даже усиливают у ребенка страх ошибки. Это происходит, если они реагируют на ошибки слишком эмоционально. Например, сильно огорчаются или проводят после неудачной работы воспитывающие беседы с ребенком. В этом случае у эмоционально  чувствительного ребенка мотивация на достижение высокого результата в учебе может смениться мотивацией избегания неудач. На уроке в этом случае он будет думать не о том, как правильно выполнить работу, а о том, как бы не сделать при этом ошибку. Естественно, темп деятельности снизится, а ошибки с большой долей вероятностью появятся. Ведь о чем чаще всего думаешь, то и происходит. Поэтому одергивать или ругать, даже укорять за ошибку — табу для детей с социальными страхами!

  • Для сохранения положительного самоотношения и формирования учебной уверенности в себе младшему школьнику нужны ситуации учебной успешности. Если по объективным причинам этого достичь невозможно, нужно организовывать специальные воздействия с привлечением психологов по предотвращению его снижения и формированию чувства неполноценности. В сфере особого внимания нужно держать детей с социальными страхами, ставящих себе особенно высокую планку в учебе.
  • Ваш ребенок не хочет ходить в школу, не хочет учиться? Вероятнее всего, его самоотношение и учебная уверенность в себе снижены, может быть, у него начинает формироваться чувство неполноценности. Необходимо уточнить причины этого и оптимизировать условия его обучения.

Автор — Хухлаева Ольга

Глава из книги В каждом ребенке солнце публикуется с согласия издательства Генезис

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *