Герой
Герой — глубинный образ, присутствующий в человеческой психике и побуждающий к преодолению препятствий, достижению своей цели.
Во всякой сказке, романе или истории обязательно есть герой. Без него невозможен ни один сюжет. Так же и каждый человек в определенном смысле является героем истории своей жизни.
К.Г. Юнг писал, что мифы и волшебные сказки — это своего рода картография бессознательного, а путь героя — это символическое выражение наилучших способов достижения цели. Путешествие героя — это путь к самой сути своей души, к гармонии с миром и с самим собой. В аналитической психологии этот путь называют индивидуацией.
В своей личной истории человек становится героем тогда, когда он начинает обретать независимость в своих взглядах и суждениях, выбирает свой собственный жизненный путь. В сказках этот момент обычно изображается так: герой прощается со своими родителями и отправляется на поиски приключений. В реальной жизни это не всегда бывает напрямую связано с уходом из родительского дома: речь идет прежде всего о психологическом отделении от родителей, об умении принимать решения и брать на себя ответственность. Герой готов отправиться в путь когда у него появляется тяга к неведомому, желание «освоить новые земли» — будь то неизведанные материки, или тайны природы, или что-либо другое… Юнг называл это состояние «зов к приключению». В любом случае, чтобы прикоснуться к чему-то неизведанному, человек должен прежде всего изменить свою собственную жизнь, самого себя. Путешествие сказочного героя за тридевять земель, его сражения с драконами, встречи с добрыми и злыми волшебниками, встреча с прекрасной принцессой — это метафорическое изображение странствий человека в мире своей собственной души, его знакомства с архетипическими персонажами, каждый из которых — часть его внутреннего мира, частица его личности.
Начинается путешествие героя с того, что он оказывается в каком-нибудь необычном, таинственном месте, где все для него незнакомо. Обычно, в начале он растерян, не знает, что ему нужно делать — ему еще только предстоит научиться правильно себя вести в этом новом для него мире. С точки зрения психоанализа это событие — метафорическое изображение погружения в бездны бессознательного, в его хаос и неопределенность. Здесь герой встречается со своей тенью — теми частями самого себя, которые он раньше не замечал или не признавал своими. Сказочный герой часто оказывается в стране мертвых — «в мире теней» — и рискует сам стать тенью, если не сумеет победить врагов и отыскать союзников.
Погружение в темные глубины бессознательного обычно вызывает ужас, какой человек испытывает во время ночных кошмаров. Однако, не пройдя это испытание, герой не сможет прийти к конечной цели своего пути. К.Г. Юнг писал об этом: «Цель нисхождения, как универсально показал миф о герое, состояла в том, чтобы показать, что только там, где опасно (водная бездна, пещера, лес, остров, замок и т.п.) можно найти «труднодоступное сокровище» (драгоценность, деву, напиток жизни, победу над смертью)».
Но не только через битвы и сражения необходимо пройти герою в «краю теней». Здесь подстерегает его и другая опасность — остаться в этом мире навсегда, поддаться его колдовским чарам и самому стать тенью. Например, герой оказывается на дне моря и морской царь обещает ему отдать в жены свою дочь-красавицу, да еще с богатым приданным. Он может стать сказочно богатым и могущественным, но только в одном случае — если останется здесь навсегда. В других сказках прекрасная фея обманом завлекает героя в свои владения, поит его колдовским зельем, чтобы он уснул, или потерял память… Словом, обитатели мира теней прельщают героя богатством и властью, пытаясь заставить его забыть о цели своего пути. Стоит герою поддаться на это искушение — и подаренные ему сокровища оказываются черепками, а очаровательная фея — отвратительной ведьмой. Но если ему удается выдержать и это испытание — он получает щедрые дары (ковер-самолет, волшебную палочку, или чудодейственный элексир), которые помогают ему добиться своей цели.
Одержав победу над врагами, преодолев все соблазны и искушения, герой достигает своей цели — получает волшебное сокровище. Но кроме того, что не менее важно, в своем путешествии он встречает свою невесту. В разных сказках это происходит по-разному. Иногда сюжет начинается с того, что герой встречается с прекрасной девушкой и хочет на ней жениться, но злой колдун похищает ее. Тогда герою приходится проделать далекий путь, прийти в замок злодея и сразиться с ним, чтобы спасти свою невесту. Иногда невеста сама заставляет героя пройти через испытания, прежде чем отдать ему руку и сердце.
Только проявив мужество и отвагу, одержав победу над силами зла, герой празднует свадьбу. Психологически это означает очень важный шаг на пути к своей целостности — встречу с анимой. Мужчина знакомится с женской стороной своей личности, со своими представлениями о женственности как таковой. Объединение в себе мужских и женских черт характера, двух разных половин своей души метафорически называют алхимической свадьбой, поскольку изменения, происходящие при этом с человеком, кажутся чем-то волшебным, похожим на чудо. Внешне это проявляется в том, что его отношения с противоположным полом становятся более гармоничными.
Автор — Светлана Маслова