О пользе компьютера в детском саду

О пользе компьютера в детском саду

Воспитание детей в детском саду имеет три задачи: сохранить здоровье ребенка, создать условия для полноценного психического развития, дать   возможность содержательно прожить период детства.

Воспитателю следует уважать  свободу и достоинство каждого ребенка, развивать индивидуальность детей.

Развитие деятельности у ребенка как мотивированной, целенаправленной, а не случайной активности начинается примерно в возрасте  двух лет.

В последующие два года  развитие деятельности осуществляется  по нескольким направлениям.  Расширяется и обогащается набор целей, которые самостоятельно ставит перед собой ребенок. Интенсивно идет  процесс овладения способами, необходимыми  для реализации этих целей. Возникает способность связывать и  соподчинять несколько целей, реализуя цепочки связанных между собой целей.

В возрасте пяти лет в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др.- и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках. Появление произвольности является решающим изменением в деятельности ребенка, когда целью деятельности становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением.

Появляется способность на основе достигнутых целей развертывать в течение более или менее длительного времени последующие цели.

На шестом году жизни у ребенка появляется способность  ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких психологических процессов, как память, внимание, восприятие и др. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет  решающее значение для успешности  последующего дошкольного обучения и для всего дальнейшего психического развития.

В психологии произвольность поведения также принято называть опосредованностью.  Этот термин означает , что, для того чтобы произвольно, при  отсутствии личной заинтересованности проявить внимание или запомнить , ребенок должен использовать определенные средства, которые и помогают  ему овладеть  своим вниманием, памятью и др.

К таким средствам может относиться мнемотехника. Это набор приемов, который позволяет взрослым запоминать. Например, ставить ручкой крестик на руке. Видя его каждый раз человек вспоминает почему поставлен этот крестик, что надо сделать или сказать.

Средства, которые человек использует для управления своим вниманием различны в зависимости от того, какие конкретные задачи стоят перед ним. Внимательное рассматривание облегчается разделением наблюдаемого поля  на участки и их постепенным разглядыванием.

Для внимательного прослушивания нужны другие средствая , например, повторение про себя или обдумывание услышанного. Вместе с тем любые попытки ребенка овладеть своим вниманием и использовать для этого те или иные средства чрезвычайно полезны.

Рассматривая развитие произвольности психических процессов стоит подчеркнуть переход от использования внешних средств к так называемым внутренним средствам.

В области памяти это может выражаться, например, в том, что ребенку вначале необходимы картинки, т.е. внешние средства, а затем он может установить связь  запоминаемого слова с каким-либо имеющемся у него образом или представлением. Развитая произвольная память как раз и отличается использованием таких «внутренних» средств.

На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа его взаимоотношений со сверстниками. Это развитие речи, которое у большинства детей  достигает такого урвоня, что уже не препятствует взаимопониманию. Затем накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок  стремится  осмыслить  и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Так как у воспитателя не хватает времени на подробные беседы с каждым ребенком, сверстник, переполняемый той же информацией и похожими чувствами и проблемами, становится для ребенка вполне приемлемым собеседником. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.

Интерес ребенка к себе и своим качествам, получающий  дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе, распространяется и на сверстников.

Все это порождает в жизни детей два существенных изменения. Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений. Во-вторых, появление интереса к личности и  личным качествам других детей. Происходит как бы разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.[ 2, с. 16].

После пяти лет контакты  в связи с совместной игрой становятся особенно интенсивными и значимыми для ребенка. Для дошкольника игра – это вид деятельности, который в наибольшей степени оказывает влияние на психическое развитие.

Произвольность поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период между пятью и семью годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.

Одно из основных требований школы – делать не то, что тебе в данный момент хочется, а то, что делает весь класс. Это способность сосредотачивать свои  умственные усилия на той задаче, которую ставит учитель, является одной из решающих предпосылок готовности к школьному обучению.

Считаю, что для  развития и обучения современного ребенка    необходимо иметь в детских садах компьютеры и начинать уже в старших группах проводить уроки компьютерной грамотности.

Конечно, по началу это должно проводиться в форме игр на компьютере. Это будет, прежде всего, вырабатывать в детях усидчивость и  устранит в будущем страх перед компьютером. Играть на компьютере лучше всего в развивающие игры, головоломки, раскраски.

Затем можно начинать осваивать азбуку на нем, учиться считать. Можно разработать специальные программы.

Но надо следить, чтобы ребенок чрезмерно не увлекался работой на компьютере. Компьютерные уроки следует чередовать с подвижными играми, спортивными занятиями.

Компьютер поможет в запоминании слов при помощи картинок, разучивании песенок и стихов, прослушивании музыки. Игры на компьютере могут способствовать установлению новых контактов между детьми, возникновению дружеских связей.

Активные и общительные дети не всегда самые способные. Так же как и малозаметные и малообщительные  дети не всегда  на самом деле интеллектуально менее развиты, чем остальные. Компьютер как раз и поможет раскрыть и реализовать скрытый интеллектуальный потенциал.

Для дошкольника важнейшее развивающее значение имеет учение. Но и игра тоже находит свое полезное место в активности ребенка и вносит ценный вклад в его психическое развитие.[1,с. 200 ].

Автор — Наталья Голубенко

Литература

  1. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 295 с.
  2. Радуга: Прогр. и метод. Руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в дет. саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И.Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова.- 2 –е изд.- м.: Просвещение, 1997.- 271 с.

Балакирева Татьяна

Балакирева Татьяна
Окончила Московскую Пищевую Академию.
Работала менеджером и товароведом.
Замужем 17 лет, очень люблю своего мужа. И вообще, очень люблю жизнь!
Психолог я только по жизни. Особенно, если кому то нужна помощь или совет:-)
Контакты
Статьи в нашем журнале

Мнимая свобода

Мнимая свобода

Отец ушел. Так, как уходят навсегда. Волна горя и отчаяния захватила ее. И дело вовсе не в том, что она его сильно любила, или не могла обходиться без него. Нет. Просто привыкла к тому, что он есть и будет еще.

Шестьдесят лет. Как раз средняя продолжительность жизни мужчины. Но как-то не воспринималось. Да, высокое давление. Да, больная коленка. Но ничего не предвещало. Поехали с мамой отдыхать на море и через день звонок: « Дочка, папа упал в кафе. Ему делают искусственное дыхание». И через пол часа: «Папы уже нет»…

В этот день они с утра веселились с друзьями на даче. Теплая, солнечная осень. Красивая, яркая. Но, как оказалось, жестокая.

Нужно  выбираться, выкарабкиваться  из этого лабиринта отчаяния. Самое главное, справится с новым понятием – никогда. Никогда не войдет, не улыбнется своей доброй искрящейся улыбкой. Никогда не ответит на вопрос: «Как дела?», — «Да вот ты приехала радостная и мне уже хорошо». Никогда не будет с тобой обедать, грозно проворчав: «Иди есть, хватит сидеть на диетах – желудок испортишь». Сколько разных НИКОГДА.

Но это еще не самое страшное. Самые тяжелые мысли это о том, что ты недоговорил, недодал, недолюбил. Хотя мог. Или могла. Не важно.

Как бы хотелось вернуть назад тот день, когда папа, радостный, что не один дома, а с дочкой на даче, спросил: «Все же вдвоем то веселее, правда?», а ты ответила: «Да я как-то привыкла одна», понимая, что будет ограниченна твоя свобода.

Только потеряв человека, понимаешь, как нужна была ему твоя любовь, внимание, доброе отношение.

Как хочется забрать обратно слова, которые прозвучали в его последний день. На вопрос друзей: «Ну, как там мама?», — «Да все мучается с папой. То выпьет и всю ночь не спит и ей не дает. То ворчит и покрикивает на нее».

О злой язык! Если б ты знал, что говорил! Только сейчас, видя как маме плохо и одиноко без него, как тяжело приходить в пустую квартиру, как трудно утром просыпаться в одиночестве, как не хочется ничего для себя одной готовить.… Только тогда понимаешь, что твои слова – ложь.

Вспомнилось детство. Лето.  Пикник с родственниками у речки. Река теплая, чистая. Так и манит к себе. Взрослые расположились трапезничать, а ты с младшей сестрой пошла купаться. Плавать тогда еще не умели. Шаг за шагом – и глубина. Накрыло с головой. Сверху сестра, которая пытается от тебя оттолкнуться, чтоб всплыть вверх. А от нехватки кислорода ты уже не можешь шевелить ни ногами, ни руками. И мыслей уже никаких…

И тут огромный мощный толчок сзади, К берегу, к спасению, к жизни. ПАПА! Это потом будут рассказывать, как сидя спиной к реке он, какой то неведомой силой вскочил, бросился в воду и вытолкнул нас на берег.

Или вот еще. Пионерский лагерь. Попадаю в более старший, чем положено по возрасту, отряд. Заболела. Дружить не с кем. Пожаловаться только деревьям в садочке, с твердой уверенностью, что слышат. Жаль только, что помочь не могут – ни рук, ни ног, ни голоса. Но сегодня именно они лучшие друзья. И вот долгожданный родительский день. Приехали родители, родственники. И даже сестры из далека, по случаю оказавшиеся в Москве. Крик «заберите меня отсюда» никто не услышал. Не понял. Смирившись, остаюсь до конца смены. Но на утро приезжает незнакомая машина, а в ней папа! Услышал. Забрал.

И как же задним числом сказать слова благодарности? Это уже невозможно. И начинаешь задумываться, нужна ли теперь тебе эта свобода? И что же такое – свобода?

Порой ты думаешь, что свобода – это когда тебе никто не мешает, не назидает, не учит, не ругает

Но свобода она совсем в другом. Самая главная свобода от себя самого. Когда ты имеешь власть над собой. Можешь запретить себе искушающие, разрушающие тебя мысли. Когда можешь не поддаваться негативным эмоциям, горю, отчаянию. Когда можешь заставить себя жить дальше, а не осуждать себя за то, что никогда нельзя вернуть назад или исправить.

Когда можешь принять сложившуюся ситуацию. И себя. Самое сложное – это принять себя. Согласиться с самим собой. Нет, не для себя любимого. А для того, чтобы оглянуться вокруг, увидеть этот мир, эту жизнь, людей. Родных и близких, которые рядом и так нуждаются в тебе. В твоем тепле, участии, заботе.

Не сожалей о том, что уже прошло. Наполни свое сердце любовью. И дари эту любовь тому, кто рядом.

Автор — Балакирева Татьяна

Эйдман Игорь

Эйдман Игорь

Родился 25 сентября 1968 года в Нижнем Новгороде

Известный российский социолог, эксперт по социологии Интернета и развитию социальных сетей, директор по исследовательским и сетевым проектам Института инновационного развития и член экспертного совета Института, автор известного концептуального исследования по теоретической социологии и социальной истории в области электронной демократии — «Прорыв в будущее. Социология интернет-революции», а также статей и докладов на тему развития Интернета и социальных сетей.Занимается практической реализацией проектов лидерских социальных сетей.

Среди них:

  • сетевой глянцевый журнал (блоги звезд, их поклонников и молодых талантов)
  • потребительская сеть взаимного информирования и совместных покупок
  • социальная телепрограмма (блоги телеканалов, телезвезд и зрителей)
  • «Дума 2.0»
  • Персональная сеть для политиков, их сторонников и избирателей
  • корпоративные и персональные лидерские сети

Двоюродный брат (по материнской линии) Бориса Немцова. Учился на историческом факультете Горьковского государственного университета.

Работал журналистом в ряде городских СМИ. Был главным редактором еженедельника «Русский клуб», литературным редактором альманаха «Дирижабль».

Затем создал идею и концепцию Нижегородского государственного жилищного займа, реализацией которого занимался в должности заместителя директора Нижегородского Фонда Недвижимости.

В 1995-1997 гг. руководил PR-агентством «Центр социальных инноваций», занимался политконсалтингом, консультировал депутатов Государственной Думы, лидеров федеральных партий. В 2002-2005 гг. являлся главным креатором Центра политического консультирования «Никколо М», работал директором по корпоративным коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(2007). С 1997 года живет и работает в Москве.

Автор книги «Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции» ОГИ 2007 г., десятков статей в различных СМИ («Ведомости», «Независимая газета», «Время Новостей», Компьютерра», «Свободная мысль»).

Статьи в нашем журнале

  1. Популярная рациональная психология

Популярная рациональная психология

Популярная рациональная психология

Можно ли  защитить себя от страданий и манипуляции?

Как признает большинство психологов, страдания — следствие невозможности реализовать насущные биологические и социальные потребности.  Для того чтобы минимизировать страдания необходимо понять:

  • подлинны ли эти потребности или они навязаны манипуляцией, и отказ от них будет соответствовать рациональным интересам человека
  • если потребности подлинные, может ли сегодняшнее страдание помочь более эффективной реализации их в будущем.

Человек, разобравшись в самом себе, может отказаться от навязанных потребностей и понять, что страдания не помогают в реализации его подлинных мотивов. А, значит, сократить страдания и приблизиться к счастью.

Каждый человек свободен жить в радости. Мы никому ничего не должны. Не обязаны соответствовать какому-то предназначению или традиции, служить идее, богу, семье, роду, нации, государству, сословию и т.д. У человека нет никакой божественной или иной идеальной миссии. У него нет целей вне собственного счастья. Оговоримся, что это счастье невозможно в полной мере без понимания того, что счастливы и близкие  – родители, дети, любимая.

Человек воспринимает мир через собственные ощущения, эмоции. Отношение к событиям важнее самих этих событий. Объективным критерием того, плохо или хорошо живет человек, может быть только его внутреннее самоощущение.

Идеальная ситуация для человека та, когда он не испытывает негативных и ощущает максимум позитивных эмоций. Это состояние можно назвать полным душевным комфортом или счастьем. Если человек ощущает себя счастливым, значит, он счастлив на самом деле, чтобы при этом  про него не говорили моралисты.

Единственная рациональная цель в жизни человека — минимизация негативных и максимизация позитивных эмоций, максимальное продление жизни в состоянии душевного комфорта.

Страдания – абсолютное зло для человека. Различные мистические школы делают из этого вывод: раз социальная жизнь полна страданий, необходимо спрятаться от нее (в себя, в медитацию, в монастырь, в ашрам, в астрал, в подвиг, в наркотики и т.п.). Но, они забывают об одном. Главная причина страданий – отсутствие удовлетворения, радости от реализации мотиваций, генетически заложенных в каждом нормальном человеке (физиологических, социальных, творческих – см. пирамиду А. Маслоу). А эта реализация недостижима в полной мере вне социума, без социальной деятельности.

Однако жизнь – диалектический процесс. Парадокс в том, что для того, чтобы избегать страданий, необходимо испытывать страдания. Для того чтобы избежать боли от нереализованности стремлений, приходится испытывать страдания в процессе преодоления препятствий на пути их реализации. Например, человек занимается творчеством, с усилием преодолевает лень, мучается от несовершенства созданного. Однако благодаря «мукам творчества», он впоследствии испытывает еще большую радость от творческой самореализации. Человек любит: страдает от расставаний, ревности, случающегося взаимонепонимания. Но эти неизбежные мучения – плата за радость любви.

На пути умножения радости нельзя обойтись совсем без страданий. Но отсутствие радости является самым страшным страданием. Здесь, извините за цинизм, можно применить экономическую терминологию. Рациональный человек поступает таким образом, чтобы совокупная эмоциональная «прибыль» от достижения каждой поставленной цели была выше психологических «затрат» на этот процесс. Универсальная цель такого поведения — максимум радости при минимуме страданий.

Некоторые последователи Фрейду считают, что поведением людей руководит воля к жизни и влечение к смерти (инстинкты Эрос и Танатос). В отличие от фрейдистов, я считаю, что человеческая психология рациональна и подчинена прежде всего интересам выживания каждого человека как особи и вида в целом. Инстинкт Эрос – источник позитивных эмоций, инстинкт Танатос – негативных.  Негативные эмоции в определенном ограниченном объеме необходимы человеку для выживания в мире. Стремление к смерти рождено волей к жизни и служит ей, как бы это парадоксально не звучало. Воздействуя на человека в небольших, «гомеопатических» дозах, оно помогает реализовывать позитивные; социальные и творческие мотивации, восходящие к инстинкту Эрос. Под влиянием Танатос люди преодолевает инстинкт сохранения жизненных ресурсов (тратят физические и интеллектуальные усилия), повышая свой статус и самореализовываясь. Таким образом, воля к смерти помогает людям идти на страдания, неизбежные в процессе достижения радости, чтобы реализовывать свое стремление жить.

У здорового рационального человека воля к саморазрушению обуздана, она носит подчиненный, инструментальный характер. Однако стремление к смерти может выйти из под контроля, «забыть свое место». Человек начинает «множить страдания и скорбь», теряет радость жизни, становится несчастным, а в крайних случаях просто душевно заболевает.
Итак, психология человека диалектична: инстинкт Эрос противостоит инстинкту Танатос, стремлению к радости сопутствует мотивация к страданиям. Причем эта диалектичность универсальна, она относится ко всем мотивам человеческой деятельности. К чему бы человек не стремился, он подсознательно противится достижению этой цели. Стремится достичь и, одновременно, хочет разрушить достигнутое. Старается сохранить любовь и ее погубить, написать роман и его сжечь, добиться социального успеха и послать все в тартарары, сохранить свои сбережения и их просадить, защитить свое здоровье и угробить его курением и алкоголем и т.п..

Страдание как результат манипуляции

Конечно, инстинкт Эрос и связанные с ним созидательные мотивации у здоровых людей все же сильнее, чем Танатос. Иначе, мы все «давно самоубились бы», человечество просто не выжило. Поэтому для того чтобы негативные сценарии, диктуемые Танатос, реализовывались, а страдания с этим связанные, стали постоянным спутником человека, его стремлению к саморазрушению нужна внешняя помощь в виде манипулятивного влияния. Манипулировать поведением людей можно, только играя на их собственном стремлении к саморазрушению. В нормальной ситуации негативная мотивация к саморазрушению подавляется более сильным инстинктом Эрос. Манипуляция  помогает тяге к саморазрушению побеждать волю к жизни. Внешняя манипуляция мешает человеку жить в гармонии с самим собой, заставляет его насиловать себя, идти против своего естественного стремления к счастью.

Негативные эмоции чаще всего являются реакцией на события, обостряющие внутренние психологические проблемы. Конечно, совсем избежать негативных событий в жизни не возможно. Но человек может сделать максимум, для того, чтобы сократить вероятность и частоту возникновения подобных ситуаций.

Настоящие, неотвратимые трагедии в жизни происходят редко. Основная причина проблем, угрожающих рациональным интересам и эмоциональному комфорту человека – внешняя манипуляция его поведением. Манипуляция со стороны государственной власти вынуждает человека терпеть насилие, произвол, эксплуатацию со стороны правящей элиты, погибать за ее интересы в войнах, обеспечивать ее безбедную жизнь. Религиозная манипуляция заставляет людей вместо того, чтобы реализовывать собственные рациональные интересы, подчинять свою жизнь авторитету священнослужителей, клерикальным догмам. Манипуляция потребительским спросом (реклама, маркетинг и пр.), в интересах бизнес-элиты, прививает искусственные потребительские и социальные стандарты, загоняющие людей в выматывающую потребительскую гонку. Манипуляция наемным трудом, в т.ч. корпоративная культура, направлена на то, чтобы заставить работников самозабвенно вкалывать в интересах буржуев-работодателей. Бытовая манипуляция со стороны сослуживцев или знакомых, стремящихся использовать окружающих в своих целях, отнимает время, силы, деньги, не принося ничего в замен.

В каждом частном случае манипуляция заставляет человека совершать неадекватный социальный обмен. Отдавать подлинные ценности – время, физические и интеллектуальные усилия, талант, социальные и материальные ресурсы и получать взамен фикцию, ложные обещания счастья, успеха.

Манипуляторы часто пытаются заместить в сознании людей сформировавшийся в раннем детстве образ всесильных родителей. Они позиционируют себя как могущественные спасателей, в руках которых счастье человека. Говорят: «купите нашу помощь в избавлении от страданий, слушайтесь нас, и тогда у вас все будет хорошо». Так ведут себя церковники всех религий, политики всех направлений, буржуи-работодатели, рекламисты-промоутеры. Но, вместо избавления от страдания, люди попадают в кабалу манипуляторов. Отчуждаются от реализации собственных интересов ради достижения чужых целей. Впустую тратят время жизни, силы, вместо того, чтобы направить их на реальное достижение своих задач.

Правящая элита пытается встроить каждого свободного человека в пирамиду манипуляции, заставить его не только починяться манипуляции, но и манипулировать другими людьми. Подвергаться манипуляции со стороны государства, элит, начальников и манипулировать подчиненными или клиентами. И в роли манипулятора, и в положении манипулируемых, человек неизбежно лишается радости от реализации своего творческого призвания.

Как инстинкту Танатос противостоит инстинкт Эрос, так манипуляции противостоит творчество. Этот дихотомический ряд можно описать так :

Мотивации Цели Механизм реализации мотивации, достижения цели Результат для общества
Инстинкт Эрос Жизнь, счастье Творчество Созидание
Инстинкт Танатос Смерть, страдание Манипуляция. Манипулятивное перераспределение, разрушение

У каждого человека есть собственное уникальное творческое предназначение. Без его реализации человек не может быть полноценно счастливым. В реальной социальной жизни под влиянием манипуляции люди зачастую отчуждается от этого естественного, наиболее эмоционально-комфортного для них, социального пути.

С детства нам внушают, что в социальной жизни; учебе, работе, необходимо постоянно преодолевать себя. Однако, если деятельность человека соответствует его творческому предназначению, он добьется успеха и без всякого принуждения. Цель рационального поведения – жить в гармонии с собой, а не преодолевать себя ради реализации чужих целей.

Рациональное поведение реализуется по следующей схеме: самопознание – осознание своего творческого предназначения – анализ оптимальных социальных возможностей для его реализации – выработка рациональной модели поведения – гармоничная творческая и социальная самореализация.

Самопознание, определение своего места в окружающей социальной реальности позволяет провести ревизию ценностей, расставить приоритеты; отделить собственное от навязанного, настоящее от фальшивого. Тогда, осознав свое творческое предназначение, человек сможет сделать его реализацию главной целью своей социальной деятельности. На основе анализа возможностей для достижения поставленной цели, могут рационально решаться тактические задачи (где и как жить, учится, работать и зарабатывать, как поступать в различных профессиональных и бытовых ситуациях).

Абсолютно рациональное поведение — недостижимый идеал. Однако приближение к этому идеалу способно помочь человеку сделать социальную жизнь более комфортной, реализовать свое творческое предназначение, приблизиться к счастью.

Конечно, помимо манипуляции есть и другие причины иррационального поведения и связанного с ним эмоционального дискомфорта. Некоторые из них, объективно неизбежные на более ранних этапах эволюции, в современном человеческом обществе являются своеобразным психологическим атавизмом. Эти причины можно преодолеть, осознав их природу.

Страдание как сигнал об опасности (страх перед будущим)

«Страдание — явление, при котором объект испытывает отрицательный (неприятный) опыт, а также сопутствующее ему негативное эмоциональное или физическое состояние. Зачастую сопровождается физической болью или дискомфортом» (Википедия).

Страдания можно разделить на объективные — реакцию на тот или иной физический или эмоциональный раздражитель: боль, голод, холод, жажду, болезнь, сексуальную неудовлетворенность, нравственное унижение, потерю близких и т.п.. И субъективные  – негативное эмоциональное состояние, не сопряженное непосредственно с происходящими в данный момент событиями, и являющееся следствием страха перед будущим или тяжелых воспоминаний о пережитом.

Состояние между болью и страхом, сочетание страданий от навязчивых воспоминаний о прошлом и ужаса перед будущим — типично для невротиков и «депрессантов». Психологи разных школ дают свои версии происхождения страха и душевной боли. Часто эти версии основываются на гипотезе об иррациональной природе поведения человека, «темных, до конца непознанных, силах из подсознания», которые заставляют его страдать. Я же думаю, что субъективные страдания имеют вполне простое и прозрачное рациональное и даже прагматичное происхождение.

Человек, как и другие живые существа, достаточно функционально устроен. Он ориентирован, прежде всего, на самосохранение и продолжение рода. Как известно, физическая боль выполняет функцию предупреждения о возможных угрозах; болезнях, травмах и т.д.. Животное, почувствовав боль, стареется проявлять осторожность, беречь поврежденный орган, экономить силы; человек — не лезть на рожон, обратиться к врачу.

Субъективные страдания также должны предупреждать о возникновении угрозы, побуждать к действиям по нейтрализации возникающих опасностей.

Лань увидела волка, испугалась и побежала, избегая угрозы быть съеденной. Человек услышал про проблемы в банке, испытал страх за свои сбережения, снял вовремя их со счета и избежал перспективы остаться без средств существования. Потом понял, что его подругу может отбить соперник, стал испытывать страдания, ревность. Начал действовать; наказал соперника, вновь обаял любимую, завел с ней ребенка, смог продолжить свой род.

Трагический повод для страданий – смерть родственника. Даже в этом случае, для первобытного человека страдание могло быть сигналом о возможных угрозах. Племя (стадо) с потерей своего члена, может ослабнуть, необходимо предпринять дополнительные усилия для самосохранения.

Кончено, человек не может не реагировать эмоционально на случившиеся негативные и тем более трагические события. Но несчастья, все же, с людьми, не относящимися к клиническим неудачникам, происходят довольно редко. Чаще негативные эмоции вызывают или еще не реализовавшиеся угрозы или воспоминания о давно произошедших печальных событиях.
Невротики, да и многие вполне здоровые люди, многократно прокручивают в сознании негативные варианты развития тех или иных ситуаций. «Вот, на меня косо посмотрел начальник, наверно он уже готовится меня выгнать с работы. Ой, у меня вскочил прыщ, может быть это начало какой-то страшной болезни. Мне, наверное, не дадут премии в этом году, как же меня будет пилить жена. Что я буду делать, если меня выгонят из университета». И т.д. и т.п. Конструируя в сознании негативные версии развития событий, человек начинает воспринимать их как неизбежную реальность и страдает от этого, как от чего-то уже случившегося. Ожидаемое несчастье, которое может и не произойти, становится реальной проблемой. Негативные эмоции получены, человек уже потерял душевный комфорт и пострадал.

Происхождение страха и страданий с ним связанных — рационально. Но для современного человека они уже давно потеряли функциональное значение и не являются необходимым элементом инстинкта самосохранения.

Даже в случае последующей реализации угрозы, страх не имеет рационального смысла. Человек, в отличие от своих животных предков, может предвидеть проблемы и принимать решения о действиях по их нейтрализации и без сигнала об опасности в виде собственных страданий. Ему не нужно страдать, чтобы вовремя среагировать на проблему. Он способен получать информацию об угрозах на основании разумного, логического анализа происходящего.

Человек, понявший причину своего страха и вызванных им страданий, может научиться блокировать, подавлять их в себе. Из цепочки: «негативная информация — страдание (страх и т.п.) — анализ —  действие — решение проблемы», звено «страдание» может быть без ущерба для дела исключено. Принимая решения в состоянии сосредоточенности и покоя, человек сможет гораздо эффективней защищаться от различных угроз. Страх и депрессия — плохие помощники. Для нейтрализации возникающих проблем  требуется совсем другое –  оценка перспектив и рациональный выбор варианта дальнейших действий.

Человеку, стремящемуся сохранить душевный комфорт, необходимо научиться не переживать из-за мифических и даже реальных угроз будущего и не терзать себя воспоминаниями о прошлых несчастьях.

Страдание как результат актуализации накопленного негативного опыта

Страх перед будущим заставляет периодически обращаться к негативным воспоминаниям прошлого. Живые существа неизбежно совершают ошибки, ставящие под угрозу реализацию их инстинкта самосохранения. Если эти ошибки не оказываются фатальными, они рефлекторно фиксируют их, чтобы больше не повторять. «По этому крутому склону надо спускаться осторожно, а то упадешь; с этим более сильным самцом за самку драться опасно — порвет и т.п.».

Животные вряд ли многократно прокручивают в своем сознании прошедшие негативные ситуации. Не думаю, что лань, например, периодически страдает, вспоминая нападение волка и представляя себе гибель в его зубах. Люди же, без какой-либо рациональной цели, вновь и вновь страдают, многократно переживая свои потери, неудачи, унижения, беды, психологически травмы.

Наверное обращение к прошлым негативным переживаниям диктуется, как и многое другое иррациональное в поведении людей, подсознательными инстинктами, коренящимися в раннем детстве. Этот феномен связан с чувством вины перед родителями, стремлением оправдаться перед ними, страхом наказания за нарушение родительских запретов. Мы, сами не замечая этого, зачастую оцениваем события своей жизни с точки зрения того, как к ним могли бы отнестись наши родители, даже если они давно умерли. Происходящие неприятности подсознательно связываются с нарушением их предписаний и советов, и воспринимаются как несоответствие родительским ожиданиям и надеждам. Отсюда неосознанное чувство вины за свои неудачи, ощущение заслуженности наказания. И, как следствие, стремление вновь и вновь эмоционально прочувствовать несчастья, чтобы, таким образом, искупить страданиями вину перед родителями.

Для реализации своих рациональных интересов человеку нет нужды периодически вспоминать прошлые несчатья и страдать от этого. Чтобы не повторять неприятные ситуации, необходимо зафиксировать полученный сигнал опасности и скорректировать стратегию своего поведения. А, затем, стараться эмоционально не обращаться к негативному событию, не воспроизводить отрицательные переживания по его поводу.

Практика психоанализа основана на выявлении подавленных воспоминаний. Не берусь судить о пользе или вреде актуализации неосознанных воспоминаний раннего детства, к которым по преимуществу апеллируют психоаналитики. Но эмоциональное воспроизводство осознанных негативных воспоминаний, по моему мнению, безусловно вредно для психологического комфорта. Человек, научившийся не (или хотя бы реже) вспоминать то, что причиняет ему боль, освобождает себя от необходимости расплачиваться страданиями за ситуации, давно потерявшие значения в его реальной жизни. Избавившись от эмоциональных проблем, связанных с прошлым опытом, он сможет открыть для себя новые позитивные переживания, приблизиться к счастью.

Страдание как культурная традиция

Страдание как традиция — культурный атавизм, коренящийся в психологии первобытного стада или племени. В них все члены для того, чтобы выжить были вынуждены жестко соблюдать общие предписания. Любая промашка одного, могла привести к гибели всего племени. Необходимая для выживания согласованность действий могла обеспечиваться только жестким соблюдением общих культурных норм, правил поведения.

Однако в современном обществе ценностная культурная унификация, потеряла рациональность.  Нам нет необходимости следовать одним правилам и предписаниям, наоборот современная креативная экономика основана не на унификации, а на стимулировании творческого разнообразия.

Однако и в современном люди зачастую испытывают страдания не потому, что сталкиваются с какими-то объективными потерями, реальными проблемами. Человек может воспринимать событие, как негативное и заслуживающее отрицательных переживаний, в силу культурных стереотипов, внушенных ему семьей или обществом. Например, человек знает, что нормальные люди его круга должны иметь «престижную» работу в офисе. А сам, как, например, герой фильма «Красота по-американски», мечтает продавать хот-доги. Всю жизнь «ходит на работу, которую ненавидит для того, чтобы покупать вещи, которые ему не нужны» (цитата из другого хорошего фильма «Бойцовский клуб») Однако, потеряв ненавистную работу, он не радуется, а расстраивается и страдает.

Такая парадоксальная реакция определяется тем, что, по навязанной социумом шкале ценностей, происшедшее событие необходимо считать несчастьем. Поэтому отсутствие негативных эмоциональных переживаний воспринимается как отклонение от нормы, не правильное и почти аморальное поведение. Человек как бы проверяет себя: у меня случилось то, что принято считать серьезной проблемой, не забыл ли я пострадать по этому поводу. В результате люди страдают, стараясь соответствовать сложившимся в обществе стереотипам.

Наша европейская система ценностей не менее условна, чем любые другие, в т.ч.  кажущиеся нам дикими и архаичными. В различных традиционных обществах как трагедию предписано воспринимать переход сына в другую религию или женитьбу дочери на представителе иной касты, племени, клана; невозможности пригласить всех из нескольких сотен родственников на свадьбу или оправиться в паломничество к «святым местам» и т.п.

Современные европейцы могут страдать из-за невозможности купить себе новую модель автомобиля, не престижного жилья, не соответствия своей внешности принятым сегодня модельным стандартам и т.п.

Рецепт преодоления таких иррациональных страданий в том, чтобы освободиться от влияния навязанной обществом системы ценностей, прислушиваться только к себе, своим подлинным чувствам и желаниям, самому определять что хорошо, а что плохо, свои цели и методы их достижения.

Если вы опоздали на поезд, на пути в командировку, или вылетели из университета, не спешите расстраиваться. Подумайте, так ли вам было нужно куда-то ехать или учится именно этому. Может, вы просто хотели, с точки зрения общества, быть «хорошим мальчиком/девочкой»? Возможно, альтернативные варианты, которые могут открыться в результате этого стечения обстоятельств, будут лучше соответствовать вашим подлинным интересам и целям.

Страдание как попытка попросить о помощи

Как известно, личность человека формируется в раннем детстве. Маленький ребенок привык обращать внимание родителей на свои проблемы с помощью демонстрации страданий – нытья, плача, криков. Таким образом, он добивается вмешательства в неприятную ситуацию и избавления от мучающего дискомфорта (чтобы его покормили, сменили пеленки и т.д.).

Человек вырастает, а вспоминание о том, что с помощью демонстративного страдания можно добиться помощи всесильных родителей, остается. Зачастую взрослые люди, встретившись с пугающей их ситуацией, вместо того, чтобы принимать рациональные решения, начинают страдать, как бы обращаясь к образу своих родителей и тем, кто символизирует высшую родительскую власть: миру, богу, окружающим: «мне плохо, пожалейте меня, пожалуйста, со мной поступают несправедливо, помогите мне!». Как известно, даже многие самоубийцы, пытаясь покончить с собой, хотят прежде всего привлечь внимание к своим страданиям.

Причем очень часто человек страдает полноценно и вполне искреннее, даже не стремясь, таким образом, манипулировать какими-то конкретными людьми. Демонстративное гипертрофированное страдание, обращенное к миру, является для него необходимой  реакцией на жизненный дискомфорт.

Однако родители уже не всесильны, как казалось в детстве. Они не могут помочь взрослому человеку в решении его проблем. Бога нет. А миру, окружающим, обычно, безразличны страдания отдельных людей. Чаще всего, сколько бы человек не страдал, не истерил и не мучался, кроме него самого, ему никто не сможет, да и не захочет, помочь. Помощь не приходит. Это вызывает новую волну негативных эмоций. Страдающий загоняет себя в порочный круг страдания и, зачастую, всю жизнь идет по нему.

Человек, понявший иррациональность демонстративных страданий, бессмысленность обращения, с их помощью, к миру, сможет лучше подавлять в себе негативные эмоции, более эффективно самостоятельно решать свои проблемы.

Каждый человек способен сократить влияние манипуляции на свое поведение, определить и реализовать собственные цели в жизни, осознать и преодолеть иррациональные причины страданий, сделать жизнь более радостной и счастливой.

Автор — Эйдман Игорь