Сыроваткина Ксения

Сыроваткина Ксения

Практический психолог, работает в сфере образования уже 3 года педагогом-психологом.

Образование

В 2009 году закончила Московский Городской Психолого-Педагогический Университет, факультет психологического консультирования.

Диплом: «Ценностные ориентации современных старшеклассников на примере различных субкультур».

В 2011 году закончила Институт Практической Психологии и Психоанализа, факультет «Психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции». Диплом: «Асинхронные виды консультирования в сети Интернет»

Имеет сертификаты по нарративной терапии.

Статьи в нашем журнале

  1. Роды
  2. Что и куда толкает современную молодежь?

Что и куда толкает современную молодежь?

«Ни в каком возрасте человек не нуждается

так в понимании, как в годы юности»

(Э. Шпрангер)

Что и куда толкает современную молодежь?

Что взрослый человек может сказать о современной молодежи? Да, в общем, ничего хорошего. Большинство родителей, учителей и других представителей старшего поколения описывают подростков примерно так: они рано начинают пить, курить, носят странную одежду, используют непонятные слова, всегда что-то требуют и сами ничего не делают. А так-ли это на самом деле и что их к этому приводит? Давайте попробуем разобраться в том, что важно для подростка, какие у него есть ценности, если они есть, к чему он стремится, что его побуждет совершать те или инее странные поступки и для чего ему субкультура.

Подростковый возраст – один из самых противоречивых и конфликтных эпизодов в жизни человека. В этот период происходит ряд важнейших личностных изменений, на первый план выходит межличностное общение со сверстниками и потребность в обособлении. Отношения со взрослыми накаляются и часто становятся конфликтными, полностью нарушается взаимопонимание, подростки отдаляются от родителей, переводя их лишь на формальное общение и не допускают в личную жизнь, пытаясь своими силами или с помощью уличных друзей справиться с проблемами, которых в этот период жизни очень много.

Попросить помощи у взрослых подростки не могут – внутренние установки не позволяют этого сделать. Они уже не дети, но еще и не взрослые, маргинальность положения в обществе во многом определяет их поведение. Они ищут себя, свое место в мире… и часто находят его в некой субкультуре, которая как кажется, на первый взгляд, помогает найти простое решение всех проблем, так как там они видят устоявшуюся систему, которую они не видят в обществе и в своих семьях. Разнообразие субкультурных течений идущих с запада манит юношей и девушек. Так как там они получают все, что им требуется на данном этапе: свободу самовыражения, общение, референтную группу, состоящую из таких же как они, общность интересов и организованную деятельность (все почти как у взрослых). Субкультур очень много и они очень разные: одни – дают возможность самореализации и раскрытия, другие – упрощают восприятие жизни и не дают полноценно развиваться. Но для большинства молодых людей – это становится важным этапом, который может повлиять на всю дальнейшую судьбу.

Что толкает…

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления.  Идентичность состоит из многих компонентов: психических, сексуальных, социальных, профессиональных, моральных, идеологических и психологических качеств, совокупность кото­рых образует целостную личность. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособление своего поведения к общественным нормам.

Главной проблемой 14-17-летних подростков является кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости от взрослых. Отсюда следует не понимание со стороны взрослых и отдаление. Из этой проблемы вырастает еще более распространенная – чувство одиночества.

Одиночество подростков – это не пустота, это энергетический источник, который требует направленного выхода энергии, требует действия, иначе он может взорваться и произойдет непоправимое. Например, суицид. Но есть и другие варианты. Этим выходом часто становится творчество. Юноши и девушки, оставаясь наедине с собой, рисуют или пишут стихи, одиночество помогает им рефлексировать, анализировать, мечтать.

Иногда к одиночеству их склоняет другая причина – они чувствуют себя другими – не такими как большинство сверстников, посторонними, у них нет друзей, общество по тем или иным причинам (внешность, социальный статус и т.д.) их отвергает. Такое одиночество вызывает сильные переживания изоляции, пустоты и даже депрессии.  Иногда бывает, что молодым людям только кажется, что они отвергнуты или обделены вниманием – это происходит, когда они ощущают неуверенность в собственных силах. К тому же юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко завышен, нереалистичен.

У других представителей данного поколения можно наблюдать выраженную эмоциональную неустойчивость, резкие колебания настроения, неконтролируемую агрессию. В этот период подросток испытывает сложную гамму переживаний, связанных  с большим количеством факторов. Например, возникновением потребности в физической близости (не только сексуальной), необходимостью профессионального выбора, соперничеством и психосоциальным самоопределением  и т.д.

И часто все эти проблемы отдаляют молодых людей от своих родителей, и они находят поддержку среди таких же как они.

Куда толкает…

Конечно же не всегда проблемы в подростковом возрасте проявляются подобным «букетом», но даже и одного аспекта достаточно, чтобы несформировавшееся личность ощутила весь спектр мыслимых и немыслимых переживаний. Любая проблема подростком будет раздута и увеличена и не по тому что они так хотят, а потому что по-другому не могут. Здесь также проявляется подростковый эгоцентризм, который все это лишь усугубляет.

Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они», т.е. в противоположность родителям. В подобных случаях различного рода хобби, увлечения, уход в субкультуру, в спорт выступают для молодого человека как средство самовыражения, коммуникации и идентификации, средство достижения престижного статуса в своей среде и ухода или решения проблемы. Юноши и девушки становясь частью какой-либо компании таких же, как они или субкультуры, где зачастую все уже определено (как одеваться, как думать, что делать, что говорить) подвергаются опасности, которая заключается в том, что они отдаляются от становления идентичности, ведь в субкультуре они получают временную идентичность. Юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого». Стиль также является средством коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать кто он такой, и распознать «своих». Принадлежность к субкультуре – это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладевание ими становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Таким образом, нехитрый маскарад позволяет человеку решить много личных проблем, особенно остро стоящих в период взросления. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности, другому – важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой, третий черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки, четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются.

Немного о субкультурах

Сильнее всего на подростковую идентичность влияет уход в субкультуру, так как часто именно там мы наблюдаем жесткие рамки. Субкультура в социологии и культурологии – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

Существует большое количество субкультур, все они имеют под собой определенную философию, набор целей и ценностей, стиль в одежде и в музыке, определенные законы и ритуалы. Самыми распространенными среди современной молодежи являются: готы, эмо, аниме, футбольные фанаты и музыкальные фанаты.

Год назад было проведено исследование, направленное на изучение специфики подростковых субкультур и их влияния на жизнь подростка на примере субкультур: музыкальных фанаток и футбольных фанатов. В результате, было получено, что музыкальные фанатки имеют много внутренних разнообразных ценностных конфликтов. И было сделано предположение, что именно это толкает их стать частью сообщества, укрепить свою шаткую позицию в поиске себя. У них сложная, эмоциональная, творческая внутренняя жизнь. Они отличаются чувствительностью, умением наслаждаться искусством и творить самим. Данная субкультура дает им возможность самореализоваться в этом плане.

Субкультура футбольных фанатов практически не имеет внутренних конфликтов. Результаты исследования показали, что эта группа отличается узостью интересов, социальная роль «фанат» определяет их поведение, интересы и образ жизни. При этом было получено, что данная субкультура не помогает развиваться подросткам, а наоборот стопорит этот процесс, развивая в них глубокое чувство стадности, при практически полном отсутствии рефлексии.

Таким образом, получается, что подросток, словно инопланетянин, не знающий своей миссии, только при этом не только его не понимают, но часто он и сам себя не понимает. Изменения, происходящие с ним в этот период, глобальны и часто от того, как пройдет этот этап зависит то, как будет построена вся жизнь подростка и какое место он займет в этом мире.     

Автор — Сыроваткина Ксения

Счастье для всех даром?

Счастье для всех даром?

Сегодня меня самым серьезным образом беспокоит ситуация, сложившаяся вокруг практической психологии.

По прогнозам моих старших коллег, рай для профессиональных психологов должен был наступить еще 10, ну, в крайнем случае, 5 лет назад. Но нет! Предложение пойти к психологу, по-прежнему, вызывает глубокое непонимание и даже возмущение: «Что я псих что ли?!» При этом в клинику неврозов люди ложатся довольно спокойно, к психиатрам ходят (ну, все-таки врачи!) и прописываемые ими таблетки принимают.

Мне известно около десятка случаев, когда принятие подобного рода таблеток приводило к тому, что дети в возрасте 4-9 лет становились инвалидами. Зато, о счастье! Они делаются при этом абсолютно спокойными!

Взрослых, конечно, не так легко «успокоить», но идеал в целом понятен.

А посмотрите на рекламу!

Если вам грустно, примите … Если вы нервничаете, у вас на работе стресс, примите … Если ваш ребенок не успевает в школе, дайте ему …  Если у вашего мужа плохое настроение, дайте ему …

Караул! Мы планомерно превращаемся в наркоманов!

И считаем, что это лучше, чем пойти к психологу и рассказать о своих проблемах.

Еще бы! Любой здравомыслящий психолог скажет Вам, что надо учиться переключаться, расслабляться, общаться с людьми, радоваться жизни. Что всему этому научиться можно и нужно, хотя потребуется время и силы.

Дальше можно не продолжать. Второй раз этот человек к психологу скорее всего не придет!

Мало того, что ему плохо, так оказывается, он сам в этом виноват, надо только напрячься, поработать над собой и все будет хорошо. А еще «приятно» сознавать, что сложностей меньше не станет, но можно научиться относиться к ним легче.

Все! С этого момента слово «психолог» для людей становится ругательством.

Как будто это все-таки не я сам, а какой-то другой гад испортил мне жизнь. Можно подумать, кому-то очень надо ее портить. Ну, прямо-таки жить они без этого не могут.

Почему так?

Да потому, что правда о себе никому не нужна.

Она требует осознанности, мужества и постоянных усилий.

Лучше принять таблетку!

Ну и что, что муж от этого не станет оказывать больше внимания. Что начальник не станет лучше. Что ребенок не станет хорошо учиться.

Что ситуация НИКАК НЕ РАЗРЕШИТСЯ.

Люди – ОСТАНОВИТЕСЬ!

Психология сегодня обладает колоссальными знаниями о том, как сделать свою жизнь счастливой. И весьма действенными технологиями. Самое удивительное, что результаты можно увидеть довольно быстро. И что самые болезненные моменты как раз легко разрешаются.

Но счастье не дается даром!

Оно всегда требовало и будет требовать усилий.

Усилий, которые будут вознаграждены сторицей вашими успехами и радостью от их осознания.

Например, существует множество эффективных методов борьбы со стрессом.

Как правило, они направлены на 3 основных аспекта стресса:

  • накопившееся напряжение, когда никак не удается расслабиться;
  • появившиеся неприятные симптомы (раздражительность, тревожность, усталость, бессонница, головные боли и т.д.);
  • внешние и внутренние причины, вызвавшие стресс.

И заметьте, эти методы отлично работают. Причем вы вольны выбрать те из них, которые даются вам проще всего. Существуют тренинги по стресс-менеджменту, на которых вы можете попробовать их на себе, выбрать те, которые подходят именно вам.

Кроме того, вы увидите, что стресс бывает и у других людей, что им тоже тяжело, но они хотят и готовы с ним справляться. Это очень важно!

Участие в тренинге такого рода иногда серьезно меняет отношение человека к ситуации. Во-первых, он начинает понимать, что он такой не один. Во-вторых, на тренинге он получает колоссальную эмоциональную поддержку от остальных участников. Это ни с чем не сравнимое ощущение понимания, внимания и сочувствия. Как раз то, чего мы все зачастую лишены в жизни, на что как-то всегда не хватает времени и сил. В-третьих, оказывается, что со стрессом можно справиться. Вот же, у Маши получилось… У Василия Васильевича… Может и у меня получится?

Разумеется, нельзя ожидать, что от одного тренинга все сразу станет распрекрасно. Нет, конечно, придется приложить дополнительные усилия. Тренинг лишь даст необходимый толчок. И эффективнее всего это происходит именно на групповых занятиях. А затем придется самому повторять упражнения, учиться позитивному мышлению, а то и вовсе (тьфу-тьфу-тьфу!) прекращать быть несчастным.

ДАЙТЕ СЕБЕ ТРУД СДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ СЧАСТЛИВОЙ.

Это хорошее вложение сил и времени. Счастливые люди не тратят жизнь на страдания.

Это хорошее вложение капитала. У счастливых людей все ладится как-то само собой.

Это задел на будущее. У счастливых родителей успешные и любящие дети.

Я уж не говорю о том, что быть счастливым – это просто приятное ощущение.

Ваши усилия окупятся вашими успехами!

Автор — Котон Ирина

Котон Ирина

Котон Ирина Валерьевна

Психолог-консультант, бизнес-тренер.

Создание и проведение программ корпоративного обучения;  тренинговые и консультативные работы в области совершенствования навыков публичного выступления, личностного роста и развития индивидуального творческого потенциала; индивидуальный коучинг руководителей.

Год рождения – 1968.

Образование

  • МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет психологии (1993г.).
  • Психологический институт. Факультет психотерапии и психологического консультирования (1996г.)

Опыт работы

  • 2008 – н/в – Руководитель отдела организации и проведения тренингов «Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями».
  • 2006 – 2008гг. – Исполнительный директор ООО «ТРЕНИНГ ПЛЮС. Центр корпоративного обучения и развития».
  • 2001 – 2006гг. – Декан факультета практической психологии Института бизнеса и политики.
  • 2000 – 2002гг. – Преподаватель факультета практической психологии Института бизнеса и политики.
  • 1990 – 2000гг. – Преподаватель психологического факультета Гуманитарного института.
  • 1990 – 1990гг. – Преподаватель кафедры общей психологии Института молодежи.


Практика

  • Проведение коммуникационных и бизнес тренингов для топ-менеджеров: «Сименс», «ING-банк», Холдинг «МАРТА», «РусГидро», «ОГК-2», «ОГК-3», «ОГК-5», «Тоталь», «Брансвик», «Тройка Диалог», «РЖД», «НЛМК», «Министерство образования и науки РФ», «MLP», «Централпартнершип», «Банк ВТБ», «Банк Уралсиб».
  • Проведение тренингов публичного и телевизионного выступления: «Партия Регионов Украины».
  • Разработка и внедрение тренинговых программ для топ-менеджеров и сотрудников компании: ОАО «РусГидро», «НЛМК», «РЖД», «Тройка Диалог», «Газпромбанк».
  • Методическая разработка и проведение деловых игр: «Министерство энергетики РФ», «РусГидро», «Хоум кредит энд Финанс Банк», «Тоговая сеть «Вещь», «The Мoscow Times».
  • Психологическое консультирование взрослых по вопросам развития карьеры, успеха и личностного роста.

Статьи в нашем журнале

  1. Куда бедному клиенту податься?
  2. На кого ты топ ногой?
  3. Не заставляйте людей напрягаться, чтобы понять вас!
  4. Практический психолог: профессия усложняющегося мира
  5. С тех пор они жили долго и счастливо…
  6. Счастье для всех даром?
  7. Тренер тренеру люпус ест

Тренер тренеру люпус ест

Тренер тренеру люпус ест

К сожалению, за те 15 лет, что я веду тренинги и консультации, ничего не изменилось в нашей стране в смысле отношения людей к практической психологии…

Меня по-прежнему спрашивают, дает ли это результат, не опасно ли это, не является ли воздействие на психику человека вредным.

Это означает, что наша психологическая культура все еще находится в зачаточном состоянии. Люди не понимают пользы практической психологии и боятся обращаться к психологу.

А ведь все на самом деле очень просто. Проходить психологические тренинги – это то же самое, что учиться музыке, рисованию или вождению. Хочешь уметь – учись. Не нравится преподаватель – поменяй. Тренеров сейчас огромное множество: хорошо обученных и не очень, профессиональных и шарлатанов. Пока не попробуете сходить на тренинг данного конкретного тренера, не узнаете, подходит вам это или нет. Остальное дело вкуса. Кому-то нравятся тренеры пожестче, чтобы ка-а-а-ак припечатал… Другим помягче, чтобы не лез глубже, чем вам комфортно… Одним больше нравится, когда все рыдают и бьются в экстазе, другим, когда спокойно, сухо и технологично…

Велкам! Тренеры есть на любой вкус. Было бы желание учиться.

Теперь важный вопрос, чему же собственно можно научиться.

Я бы разделила все тренинги на 4 отдельных категории.

Первая – это очень востребованные сейчас в бизнес-среде тренинги публичных выступлений. Они позволяют любому человеку научиться выступать перед аудиторией, вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения. Причем не важно, участвуете ли вы в пресс-конференции,  выступаете с презентацией в институте или докладываете один на один непосредственному руководителю. Все эти форматы требуют одних и тех же навыков, которые у нас почему-то долгое время были не в почете. В этом смысле в бизнес-среде очень выделяются люди, получившие образование за границей. Они свободно говорят на любые темы, отвечают на вопросы и ведут себя раскованно и доброжелательно. Нам пока этому еще учиться и учиться. Страх перед публичными выступлениями по-прежнему крайне силен в наших соотечественниках.

Вторая категория тренингов – это разного рода коммуникационные и управленческие тренинги. Сюда входят навыки планирования, управления командой, ведения совещаний и переговоров, тайм-менеджмент, продажи, общение по телефону и т.д. и т.п.. Это очень важные навыки, позволяющие серьезно повысить эффективность любого менеджера. Увы, они также пока недостаточно распространены среди наших управленцев среднего звена (я имею в виду навыки). Мы все еще действуем по принципу: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». А ведь, как хорошо, когда есть четкий алгоритм действий, дающий заранее запланированный результат.

Третья категория – это тренинги личностного роста. О них знает большинство, хотя, как правило, извлекает из подобного рода тренингов минимум пользы. Дело в том, что для эффективности тренинга необходимы 2 обязательных условия:

а) Тренинг должен четко отвечать вашим запросам. Для этого нужно честно признаться себе, что вот «этого» я делать не умею, а должен бы. А это, поверьте, просто подвиг для большинства людей.

б) Вы должны очень хотеть «этому» научиться. При этом важно помнить, что никакой навык не приобретается за раз. Вам придется практиковаться постоянно и планомерно, так, чтобы навык стал для вас устойчивым и естественным. Уверяю вас, что в последний раз вы так старались только в начальной школе. Увы, таблеток для гениальности еще не изобрели. И не важно, чему вы хотите научиться, проходить собеседование, разруливать семейные конфликты или перестать нервничать по пустякам.

Четвертая категория тренингов – совсем особая. Она стала довольно популярной в последнее время. Это парапсихологические или эзотерические тренинги. Никто толком не знает, что такое парапсихология или эзотерика, но всем ясно, что это нечто таинственное и не для всех. Понятно, что такое отношение приводит к тому, что большинство тренеров завлекает людей на свои программы именно парапсихологическими заманухами. Избавление от негативной энергии, подключение к новым источникам энергии, энергетическое воздействие на людей… Увы, чаще всего это просто рекламный ход. Нет способов влиять на людей помимо их воли! Нет способов стать энергичным, не затрачивая усилий! Нет возможности научиться быть успешным, если не стремишься к этому изо всех сил, и даже, когда сил больше нет, все равно стремишься!

Настоящая эзотерика основана на исследовании и понимании себя и окружающего мира. Это длительный и кропотливый труд, основным условием которого является честность перед самим собой. Эзотерические знания действительно могут дать человеку порой уникальные возможности. Но начинать придется с работы над собой. Нельзя заниматься эзотерикой и продолжать думать, что твой начальник козел, или жена – стерва. Не всем нравится. Многие предпочитают сваливать ответственность за вою жизнь на жену и начальника.

А теперь про опасность. Должна вас разочаровать, никакой тренинг не может быть столь же опасен для человека, как его невежество и лень! Никакое воздействие на психику невозможно без согласия на то самого человека! То, что многие считают психологические тренинги опасными, всего лишь результат тайного желания снять с себя ответственность за свою жизнь. В самом деле, какая прелесть: «они на меня повоздействовали, и с тех пор у меня проблемы». Или «они на меня повоздействовали, и с тех пор у меня проблем нет». Сочувствую, но ни то, ни другое невозможно. Только сам человек кузнец или капец (ну, вы поняли) своего счастья.

Есть, конечно, ряд направлений, которые называются тренингами, но ими не являются, а потому могут быть небезопасны. Их легко отличить по некоторым признакам: во-первых, они всегда разделены на ступени, уровни посвящения и т.п. и попасть на более высокий уровень сразу вам не позволят; во-вторых, прошедшие их стремятся объединяться в закрытые сообщества, соответственно «уровню посвящения» и относятся к остальным (непосвященным) пренебрежительно. Вот и все. Это признаки любой сектантской организации, основанной на затягивании людей в закрытые сообщества.  Разумеется, с целью выманивания у них денег.

Любой профессиональный психологический тренинг направлен только на освоении эффективных навыков, которые вы сможете применять в своей каждодневной жизни. Они эффективны и в деревне, и в мегаполисе, и на работе и в семье. Правда, они требуют усилий для своего освоения.

Выбирать вам!

Автор — Ирина Котон