Что для графолога — графология?

Что для графолога — графология?

Инесса ГольдбергЧто значит для меня графология?
Это больше, чем работа.
Вот, например, такой случай. Однажды, прогуливаясь, я обратила внимание на молодую пару, с любопытством что-то разглядывающую.

Проходя мимо, я увидела, что они читают приколотое к столбу объявление, написанное от руки.
Объявление заключалось в предложении услуг няни для маленького ребенка и описывало длинный список положительных качеств автора объявления: заботливая, терпеливая, любящая детей и т.д.
Однако, взглянув на объявление, я была поражена:
… почерк говорил об обратном – жесткой, если не сказать жестокой, натуре, импульсивной и властной до авторитарности!

«Слава Богу, что я могу все это видеть, никогда такую бы не взяла», – подумала я. Но когда девушка стала отрывать от объявления «язычок» с номером телефона, я не могла молчать и сказала: «Не берите эту женщину в няни своему ребенку, если не хотите нанести ему психологическую травму. Она очень специфически понимает понятия «забота» и «воспитание», будет подавлять и унижать ребенка, зато воспитывать и строить в шеренги – вас самих». Конечно же, глядя на их удивленные лица, мне пришлось объяснить, откуда у меня эта информация и то, что здесь нет никакой мистики. Просто я – профессиональный графолог.

Почему именно графология

Я «заболела» графологией, потому что эта область психодиагностики отвечает моим склонностям и личным качествам: всегда хотелось помогать людям, делать это как можно эффективнее и быстрее. Меня не устраивали знания классической, «обычной» психологии, где слишком многое зависит от субъективности самого психолога, а также многое основывается лишь на сознательных ответах. Инструментов для объективной и полной оценки происходящего в подсознании человека, для обнаружения причин проблем, которые можно было бы научно и наглядно доказать, – в традиционной психологии пока нет. Сила же графологии – в достоверности (можно даже не видеть человека и не слышать ни одного его слова, исключить субъективное впечатление), в быстроте и удобстве, но что самое важное – к анализу почерка невозможно подготовиться, намеренные же изменения все только испортят.

Это мой выбор также и потому, что именно эта удивительная область когда-то кардинально помогла мне самой в этой жизни, – а ничто так не убеждает, как собственный опыт, возможность «один раз увидеть». Претендуя обучаться у одного из наших «светил», я должна была сама пройти анализ почерка, чтобы можно было понять, выйдет ли из меня толк и стою ли я индивидуального обучения. И когда, к моему счастью, меня приняли – состоялась беседа, которую я никогда не забуду. Мне рассказали о моей личности то и так, как не смогла бы описать моя собственная мама! Не буду углубляться в подробности, но были точно определены даже проблемы в здоровье. Я была смущена, тронута и… точно уже знала: я иду в графологию. Тем более, этот же человек предрек мне большое будущее – захотелось заодним и проверить…:)

Каким образом почерк связан с психикой человека

Не только с психикой – со всем мозгом. Графология основывается на знаниях о моторике, биологии, психиатрии и психологии. Рука лишь инструмент мозга. Почерк руки – это «почерк личности», своего рода «лабораторный анализ» нашей души. Секрет в том, что при автоматически наработанном моторном навыке письма сознательные усилия идут лишь на содержание текста, а все подсознательное, глубоко спрятанное невольно выражается в почерке.

Например, оставшиеся пустыми, незаписанные участки текста, большие расстояния между словами или буквами – это «черные дыры» подсознания. Если их слишком много, оно «вылезает» отовсюду и затягивает человека – это может трактоваться как отстраненность от реальности, от других, острое чувство одиночества (вне связи, одинок ли человек в смысле семейного положения), а то и как пережитые травмирующие ситуации (иногда довольно точно можно определить возраст, когда они имели место). Человек же, пишущий плотно, почти нет расстояний между строками или словами, – полная противоположность: ему невыносимо быть и минуты с самим собой, он сам «сбегает» от того, чтобы «слишком много думать», он постоянно чем-то занят, иначе это «сводит его с ума». Он интенсивно живет и даже общается: порой так уперт, что слышит только себя, а другому не даст и слова вставить. Другие тенденции – мелким, аккуратным или почерком с большой степенью контроля – пишут интроверты, часто – люди, имеющие склонности к наукам, глубокому изучению. Чем меньше угловатости – тем больше спонтанности и мягкости у человека. Чем сильнее развита (не только в длину, но и ширину) нижняя зона прописных букв «у», «д», «з» – тем сильнее сексуальность, фантазии в этой области. Чем сильнее развиты «верхушки» «в», «б», иногда «д» (если ее пишут вверх), тем сильнее интеллектуальная направленность, область саморазвития, любознательность. Все перечисленное, разумеется, зависит не столько от одного признака, сколько от их сочетания. В примерах на нашем сайте можно проследить, как специфические сочетания признаков складываются в максимально конкретные портреты.

Моя работа – мой Ангел-хранитель

Я почти не шучу, когда говорю это. Когда моя дочь была первоклашкой, я стала обращать внимание на то, что прежде спокойный, любознательный и рассудительный ребенок становится все более капризным, напряженным, стало заметно меньше желание делать уроки. Но, начав получать записи с замечаниями от учительницы, я вдруг поняла, что в изменениях, беспокоивших меня, виноват не ребенок, а… учитель! Чувство вины ребенка вводило меня в заблуждение, воспитывая, я всегда была на стороне учительницы! Все прояснилось, когда я случайно увидела почерк этой пожилой женщины: разочарованный жизнью, неудовлетворенный и всем недовольный, крайне истеричный человек. У меня «открылись глаза», и через наводящие вопросы я узнала, насколько сильно привыкший к уважительному и демократичному отношению взрослых ребенок боялся и был попросту в «шоке» от такого подавляющего и непредсказуемого учителя. А позже, случайно придя встретить дочь в школу раньше времени и стоя в школьном коридоре, я не могла поверить своим ушам – как кричала та учительница, ведь в разговорах со мной она всегда так мила и улыбчива…

Со второго класса мы учимся в другой школе и обожаем учительницу – судя по ее почерку, не зря.

Можно рассказывать еще много разных случаев. Запись врача на рецепте, «подсказавшая» необходимость сменить его на другого. Новый друг родственницы, которая не поверила мне, а потом стала убеждаться, что этот человек ее использует материально. Некий человек, большой манипулятор, уже почти убедивший моего мужа в необходимости партнерства и серьезности проекта – нам повезло, на заседаниях они вели записи от руки…

Автор — Инесса Гольдберг

Графология – наука или искусство?

Как работает графологический метод

Графология – наука или искусство?

Пожалуй, если постараться дать нграфологияаиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах.

Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.

С точки зрения исльзуемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

При этом важно отметить, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д., — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков. Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.

Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина — тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, манипулировать имеемой информацией.

Всвязи с указанными особенностями,  графологический анализ плохо поддается компъютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.

Есть особые приемы, без знания и навыка применения которых использование каких-либо таблиц или схем практически теряет смысл. Сейчас – познакомимся с этими приемами.

В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.

Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.

Таблицы  имеют разные задачи.

  • Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности.
  • Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»).
  • Третьи – позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений.
  • Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

При работе с графологическими таблицами (примеры которых приведены в конце статьи) учитываются следующие принципы:

Первый принцип: Дуализм графических элементов

Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, часто даже  противоположную, интерпретацию. Все решают графологические «обстоятельства». Более того, каждый признак как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений.

Интерпретация признаков зависит:

а) От их количества

б) От их выраженности

в) От сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка

Второй принцип: Закон взаимоподтверждения

Один отдельный признак, как и единственный вид признаков – не могут претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или исключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Если складывается «синдром», т.е. специфический набор соответствующих друг другу признаков, — тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И – наоборот: нет доказательств, «не сходится» — вывод неверный.

Третий принцип: Не все значения таблиц – всегда верны

Никогда не бывает ситуации, при которой одновременно верны все значения по какому-либо признаку, поскольку в одной и той же колонке присутствуют порой несовместимые значения.

Четвертый принцип: Зависимость количества значений от выраженности явления

Чем более ярко, заметно, и с большей частотой выражено определенное явление, тем больше значений берется из таблицы.

Пятый принцип: Крайность явления – смотрим с конца таблицы

Если явление не просто присутствует, а явно преувеличено, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено – выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, — этого достаточно, чтобы сразу направиться к концу таблиц, туда, где находятся обычно наиболее отрицательные характеристики. Крайности свидетельствуют о крайностях.

Шестой принцип: Умеренность явления = «золотая середина»

В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно – настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным» — берутся значения не только из начала таблицы, но и одновременно – из начала таблиц других характеристик данного элемента.

В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфия, дислексия и т.д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии! Это так и…. не так.

Дело в том, что у почерка есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст,  при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Чтобы дать представление о том, как работает графология, приведем основные, использующиеся в ней подходы и параметры.

Название

Пояснение

Макроструктура и микроструктура Взгляд «снаружи» — гештальт-подход, общее внешнее впечатление «издали», и взгляд «изнутри», почерк (личность) – при ближайшем, детальном рассмотрении.
Доминанты в почерке Доминанты – это преобладающие признаки конкретного почерка, на которые обращается внимание прежде всего. То, что «бросается в глаза», удивляет, чего не хватает или каковы излишества в почерке, что кажется странным. Это может быть форма, расположение, нажим, размер, расстояния и т.д.
Психомоторный подход «напряжение-расслабление» — Contraction (CNT) – Release (RLS) Два полюса, расположенные на противоположных концах системы координат, дающие индикацию соотношения сил  «напряжение – расслабление», баланса  внутреннего контроля и свободы, «мотора» и «тормоза» личности, силы импульса и сдерживающего фактора в личности, расстановки сил сознательного и бессознательного.
Скорость почерка Скорость почерка дает информацию о ядре, психофизической сути личности. В частности, это показатель уровня общей мотивации и вида адаптации личности: что движет человеком по жизни – действия или избегание, активность или пассивность.
Степень постоянства Показатель, дающий представление о степени и особенностях внутренней адаптации и реакций личности на внешние факторы, о приспособленности к жизни,  устойчивости перед внешними «раздражителями» и влиянием  жизненных обстоятельств.
3 зоны букв Три зоны букв по вертикали соответствуют трем различным аспектам личности. С помощью анализа трех зон букв получают информацию «только для внутреннего пользования»,  не связанную напрямую с социальным аспектом, поведением, общением или отношениями.
4 основных элемента формы в почерке Выгнутая, вогнутая, угловатая, нитеобразная формы, их психофизические механизмы и обусловленность четырьмя основными психическими функциями личности, в соответствии с учением К.Г.Юнга
3 пласта в почерке: движение, организация и форма 3 отдельных картины в почерке, несущих информацию о трех разных аспектах функционирования личности, их видах и значениях, и потому анализирующихся по отдельности
Упрощение-усложнение формы Степени и виды упрощения и усложнения, их подоплека и значения
Формула определения уровня личности Шкала развития — уровень и гармоничность личности.

Данный фактор очень важен. Формула определения уровея личности состоит из сочетания 4 параметров: скорость-читаемость-самобытность-организация

По Фрейду и Юнгу: три измерения в почерке, их основные графические элементы и признаки Горизонталь, Вертикаль, Глубина.

Индивидуальный, социо-коммуникативный и психофизиологический аспекты.

Психомоторный подход по Пофалю 5 степеней контроля — напряжения
Психотипы личности в почерке типология К.Юнга, типология Ла-Сиенна, типология Одема и другие
Графический тест Вартегга и др. проективные графические тесты

Примеры графологических таблиц
Определение скорости почерка – основные 10 признаков

Быстрый почерк

Медленный почерк

1. Слитный почерк

2. Нитеобразные связки, гирлянды, волнообразность строки

3. Широкий почерк (вкл. первич. и вторич. ширину)

4. Легкий нажим при тонкой линии, средняя линия, толстая линия или вязкая линия без настоящего нажима

5. Почерк простой или небрежный

6. Беспорядочность графических проявлений

7. Правонаклонность почерка

8. Прогрессирующие (направленные вперед) линии, центрифугальные движения, неточно расположенная или пропущенная пунктуация, (в англ. отсутствие “t”- перекладины)

9. Поднимающиеся вверх строки

10. Расширяющиеся начальные поля

1. Раздельный почерк

2. Угловатые, либо аркадовидные связки + стандартный почерк

3. Почерк узкий и «задавленный», «зажатый»

4. Тяжелый нажим

5. Почерк богатый, подробный, украшенный, либо запутанный, сложный

6. Упорядоченность графических признаков

7. Левонаклонность, прямонаклонность почерка

8. Регрессирующие (направленные назад) линии, линии короткие или отсутствующие вовсе, точно расположенная пунктуация

9. Спускающиеся вниз строки

10. Сужающиеся начальные поля

Психологические интерпретации скорости почерка

Быстрый почерк

Медленный почерк

В быстром почерке проявляется:

— Человек спонтанный, естесственный, живой и открытый, искренний

— Верен себе и своим чувствам

— Импульс действовать и достигать целей

— Динамичность, сила воли

— Активный и оптимистический склад

— Способность импровизировать, сообразительность и способность к быстрым комбинациям

— Амбициозный и энергичный человек, требующий немедленных, видимых результатов

— Не чувствует потребности в самоконтроле (или самокритике)

— Не сомневающийся или терзающийся опасениями и раздумьями

— Предрасположенность к экстраверсии

— Выражается и общается с налетом пафоса, драматичности, либо восторженности

— Хорошие вербальные способности

— Способности к языкам

— Быстрое восприятие

— Некоторая поверхностность (недостаточно углубляется)

— Живость, открытость новым впечатлениям, потребность в разнообразии

— Беспокойный, поспешный, легкомысленный

— Вульгарный

— Жизнелюб, требующий свободы

— Баловень, испытывающий потребность в человеческом обществе

— Легко соблазняющийся

— Грубоватый простолюдин

— Любящий спорить и «воевать»

— Нетерпеливый и «плоский» (поверхностный)

— Импульсивный и агрессивный

— Властный человек, затрудняющийся воспринимать какие-либо указания и авторитеты

— Транжира и скандалист

Отдельно — быстрота засчет импульсивности и излишней поспешности:

— Слабая самодисциплина и самоконтроль

—  Импульсивность, мешающая продуктивности

— Недостаток взвешенности

— Слепые порывы

— Нервозность

— Безответственность

— Не думает заранее

Отдельно – почерк, разгоняющийся постепенно:

— Обладает ловкой адаптацией к окружающим условиям

— Способность ускорить темп своей работы

— Стойкость в условиях возникающего напряжения

— Напряженный и нервный человек, теряющий самоконтроль + нетерпеливый

В медленном почерке проявляется:

— Человек, имеющий свое сформированное мнение

— Способность к концентрации

— Глубокое и исследующее мышление

— Умеренность во всем и ответственность

—  Осторожный и традиционалист

— Сдержанное поведение

— Деловитый и логический подход

— Эмоциональная устойчивость и внутренняя дисциплина

— Способность планировать и рассчитать

— Самоконтроль

— Самоуважение

— Чувство меры, довольствуется малым

— Педант и аккуратист, точный и подробный

— Способность к упрощению или абстрактному восприятию

— Затруднения в принятии решений

— Нудный

— Стиль общения и в общении – искусственный, неспонтанный, продуманный и не открытый или искренний

— Отстраненность

— Образ жизни — «отшельник» или «монах»

— Затруднения в восприятии

— «Узость горизонта» и мелочность

— В действиях тяжеловат и неуклюж

— Ленность и халатность

— Эгоцентричный, закрытый (уходит в себя)

Отдельно – почерк, постепенно замедляющийся:

— Стремящийся к совершенству, ясности и точности

— Имеющий серьезный, системный и критический, продуманный подход

— Осторожный и совестливый че5ловек

— Нерешительный из-за очень жесткой самокритики

— Чрезмерно чувствительный

— Нечестный человек, скрывающий свои настоящие наклонности или намерения

— Влияние сильных лекарств или наркотиков

При почерке, медленном от природы, когда человек просто «не напрягается», — речь не идет о комплексах, самокритике или произведении впечатления.

Здесь – особенно в сочетании с падающими строками, слабым нажимом и колебанием размера букв (т.к. нет волевого контроля!), — речь может идти о:

— Слабом человеке

— Равнодушном

— «Размазне»

— Апатии

— Измождении (крайней усталости)

— Пессимизме

— Тяжелом душевном состоянии (напр. депрессии)

Степень постоянства графических признаков и психологические интерпретации

Однородность (постоянство)

Неоднородность (непостоянство)

Психологическая сопротивляемость

Ассертивность

Постоянство

Упорство

Последовательность

Контроль рассудка

Решительность

Сила воли

Скудность темперамента

Прохладность чувств

Равнодушие

Формальность

Скука

Слабость импульсов

Чрезмерный волевой контроль

Навязчивость, обсессия

Контроль «маски» («ложное постоянство», маскировка)

Живость чувств

Тонкокожесть

Импульсивность

Горячий темперамент

Страсть

Необузданность

Отклонения

Непоследовательность

Избегание планирования

Неорганизованность

Неустойчивость

Податливость влиянию

Безволие (см. нажим)

Автор — Инесса Гольдберг

Дышите глубже – газовая атака

«Дышите глубже – газовая атака» или непобедимость психологического оружия

Слово – великая сила, оно способно, как известно, и спасти, и убить. Опаснее всего разрушительные слова, замаскированные под добро. Хуже всего – если этот психологический прием доводится до совершенства профессионалами-психологами в сфере рекламы.

Сейчас не будем касаться всей рекламы и всех психологических трюков в ней, через имидж и стереотипы призывающих купить совершенно ненужные вещи и совсем не выгодные сделки. В конце-концов, тут рискуешь, максимум, какой-то суммой денег.

Таков бизнес вообще и рекламный в частности, что она строится на преувеличении, на абсурде и противоречии – например, известно, что в рекламе, дабы отвлечь внимание от слабого места рекламируемой вещи или сделки, часто подчеркивается именно это, причем откровенным обманом. Например, если в целом продукт неплох и придраться не к чему, единственно – он слишком дорог, то понимая, что качество продукта в рекламе и так не нуждается, рекламодатель всячески подчеркивает, насколько он «выгоден», «дешев» (по сравнению с неким другим абстрактным продуктом), и покажет зрителю кучу сэкономленных денег!

Но разговор пойдет несколько о другой рекламе на экране и в обществе, рядом с которой описанная – покажется просто доброй заботой о человеке.

Это – стереотип курения в обществе и реклама сигарет.

Когда психологическая война стереотипов и рекламы посягает не только на деньги, но и на физическое и психологическое благополучие (как правило, молодого и юного) человека, — с этической точки зрения, эта «игра без правил» преступна!

Главная цель – зависимость курильщика, чтобы курить – очень хотелось, а потом – уже и «не моглось» без сигареты, и в этом – главное постоянство идеального потребителя.

Интерес, а потом и зависимость от курения развиваются незаметно, постепенно и тонко, поддерживая в юноше (девушке) полную иллюзию свободного выбора.

Хотелось бы поделиться некоторыми откровениями с теми, кто еще по «эту» сторону зависимости, а также с их родителями. Возможно, что подростки просто не знают, не представляют себе многого, что происходит в табачной индустрии. И узнав, хотя бы немного задумаются о том, что весь этот «имидж успешности» вокруг курения и сигарет – не существует, есть лишь гениально выдуманный с помощью психологических приемов и воссозданый рекламщиками, имидж вокруг своей табачной продукции, не более! НО. Весь успех имиджа курения в народе обязан не только использованию человеческих мечтаний и фантазий, но и одной особенности человеческой психики, которую можно сформулировать фразой «Я сам обманываться рад». Даже и понимая некий абсурд, подсознательно мы все равно стремимся поверить в более приятное!

Хочется наконец рассказать то, о чем обычно нигде не пишут и никто не рассказывает, но так выглядит настоящая реальность пути среднестатистического курильщика.

Подростки, для вас

1. Начиная с одной случайной сигареты, практически неизбежно заканчиваешь отчаянными попытками безуспешно бросить, каждый день уже все сильнее ненавидишь себя за то, что куришь…

2. Сейчас вам это кажется «круто», но это все — один большой рекламный обман табачных фирм, на протяжении всего времени.

3. Сигарета не делает никого ковбоем, и крутым мотоциклистом тоже. Ни путешественником в джунглях, ни пловцом по бурным потокам, ни яхтменом под парусами Вы не станете, а уж куря – тем более. Не прибавится ни смелости, ни отличной физической формы, ни тропического загара. Сигарета не сделает вас умнее, значительнее, авторитетнее среди знакомых и привлекательнее для противоположного пола. Курящие люди в жизни совсем не похожи на героев рекламы сигарет! У тех, кто курит — нет таких белоснежных, белозубых улыбок, как в рекламе! Вряд ли можно встретить и такую идеальную, здоровую кожу лица и чистый голос! Маленький секрет: не все курильщики также молоды и привлекательны. Еще такая мелочь: рекламные модели обычно не курят, ведь их здоровый и цветущий вид, их зубы, кожа, голос и волосы – их «хлеб» и они слишком любят себя, чтобы вредить себе! В рекламах (и фильмах) они не погружены в сигаретный дым и не напиваются алкоголем – они дышат приятным запахом специальной хромовой бумаги и пьют лишь имитацию выпивки. И еще долго эти актеры и модели будут так выглядеть – ведь они не враги себе. Сами они, как никто другой, прекрасно знают – это все обман.

В рекламе (по-видимому, совершенно случайно!) упускаются такие подробности, как утренний хриплый кашель курильщика. Почему-то «забывают» показать такую знакомую большинству курящих, нервозность, когда закончились сигареты или когда пытаешься бросить.

По какому-то странному недоразумению, нет в рекламах сигарет и жженных легких, нет тяжелых и смертельных болезней…

Наоборот – создается впечатление, что чем больше куришь, тем становишься здоровее, успешнее… и даже умнее!

4. И самое главное заблуждение, созданное стереотипами: сигареты не взрослят! Они не помогают ничему – ты останешься таким же, как был всегда. С теми же недостатками и теми же достоинствами. Теперь, похоже, – еще и с одной лишней проблемой.

Тебя можно понять. Ведь сначала это привлекательно и даже романтично — компашкой старшеклассников сбегать с уроков или на переменах покурить! Или в армии — а там ведь вообще — есть перекуры только для курящих, не так ли? Ничего плохого не чувствуется, нет проблем с формой, со злоровьем, нет никакого кашля, ничего – ничего тебя не берет, ты еще молод, в полном порядке и вся жизнь впереди.

Единственное… Этот противный привкус… Но ты себе говоришь, что может быть, просто нужно привыкнуть – а там происходит что-то другое, вкус сменится? Поверь, ничего такого не происходит!
Так и есть, и останется: просто противный вкус и запах.

Но ты, понятное дело, не поверишь…

Однако, к тому времени, когда ты все же понимаешь это, привычки и зависимость овладевают тобой. И еще сигаретка, еще одна.. Ты все еще наверняка себе говоришь: «Я? Войду в зависимость от этой ерунды? Да стоит мне только захотеть — и я вышвыриваю это в момент», — но пока что выкурю только еще одну сигаретку, и еще одну.

Сначала — ты просто время от времени «стреляешь» то здесь, то там у кого — нибудь поблизости. «Да я не курю — просто то тут, то там, «раз в…» – беру от кого-нибудь, если захочется».

Потом становится неудобно.. Тогда покупаешь пачку — «ну, чтобы просто было. Так удобнее — если захочу, мне не надо будет просить». Всего-то, «копейки», и покончено с этим стремом, просить каждый раз. Странновато покупать, но еще больше достает просить…

Потом – время от времени, может быть, и пробуешь бросить, но все же уже знают, что ты куришь. Тебе сами предлагают. Да и есть шанс перед девушкой в компании. К тому же, в любом случае — еще одна сигарета еще никого не убила. И еще раз, и еще разик…

Одна сигарета не убьет никого!

Через несколько лет ты забываешь эту историю… Каждое утро, не задумываясь, — поход в киоск, все как всегда, но все — с сигаретой. Когда грустно, когда весело, когда хорошо, и когда плохо.. Всегда.
Бросать надо на каникулах,- думаешь ты, — но в каникулы жалко портить отдых этими «бросаниями»…
Каждое утро это те же «копейки», пока не решишь однажды подсчитать, но и это еще далеко не конечный счет…

Ты обнаруживаешь себя беспрестанно неосознанно закуривающим, и причиняющим себе огромный ущерб. И окружающим. И все это ради чего — чтобы потреблять никотин, вещество, в котором без этой зависимости изначально ты (твой организм) и не нуждаешься вообще!

…ты встаешь утром, из сада — пахнет утренней свежестью, но все равно отказываешься от этого прекрасного, сразу исчезающего запаха, — и закуриваешь..

Куришь только снаружи — из-за ребенка, но подходишь к нему и обнимаешь в пропитанной сигаретным дымом рубашке.. Вначале ты подходишь к своему ребенку только после того, как почистишь как следует зубы и вымоешь лицо, потом — бросаешь и это. Ты уже куришь больше, чем можешь…

Это не круто и вообще никак. Это затягивает, как зависимость от самого настоящего наркотика.

И напоследок, внимание, последний секрет.

1. Каждый, кто курит, однажды тяжело жалеет или пожалеет об этом.

2. Нет курильщика, который бы не ненавидел сигареты, и нет ни одного из них, который бы не отказался от них, если бы только мог. Нет таких .

3. Большинство из вас не сможет бросить, а те, кто сможет, сделают это в муках. Которых вы можете избежать. Но даже не рассчитывайте на это – легко бросить курить.

4. Легче, намного легче – просто не начинать….

Здоровья вам!

Автор — Инесса Гольдберг

Религия и вера

Нерелигиозность – еще не атеизм

pastarchivesИз одного письма ко мне:

«Здравствуйте, Инесса! Вы нерелигиозный, неверующий человек. Я только не понимаю как это? Как я понимаю, в каждом человеке присутствует хотя бы интуитивная вера в нечто. Даже дикие племена на нетронутых цивилизацией островах имеют часто даже очень четкое представление о существовании «нечто такого». Вы не поймите мой вопрос как «подкол».

Мне просто интересно – если Вы живете в Израиле, знаю как с молоком матери там впитывается знание о существовании Создателя. Как это вы неверующий, не верите ни в каких богов, не верите в «высший разум», но верите в систему Дарвина? Извините еще раз, пыталась обойти эту тему, но. .. это ведь тоже психология, понимаете ли! Как Вы сами представляете систему мироустройства видимого и невидимого?»

Спасибо Вам за интересный вопрос, я вовсе не восприняла его как «подкол».

Прежде всего, Ваше утверждение по поводу моей веры в Дарвина не совсем верно. Хотя бы потому, что одним из моих основных принципов всегда было недопущение какой-либо категоричности, поскольку она не что иное, как спутница ограниченности, негибкости мышления и предубеждений, а значит — прямой путь к заблуждению.

Говоря же о нерелигиозности, я подразумеваю лишь то, что не верю в Бога в традиционном понимании этого понятия, а также в религиозные институции. Считаю, что это лишь изобретенная система посредничества между человеком и Верой. На мой личный взгляд, посредники, в том числе и ритуалы, молитвы — в их традиционном виде — это не главное, — хотя несомненно то, что это организует и настраивает верующего человека.

Главное же — не внешнее, не традиция, не крашеные яйца на Пасху или маца на Песах. Главное — содержание, заповедная, сокровенная человеческая суть. Хочу сказать, что мое упоминание о светскости означает то, что я не отношусь к принимающим традиционные религиозные каноны, только и всего. Но я отнюдь никогда не говорила, что я атеист, это разные вещи.

Я ВЕРЮ в рациональное (следовательно, разумное) начало всех начал, в эту рациональность всего сущего, в мудрую, разумную природу, в неслучайность всего в мире – в причинно- следственные законы Жизни на Земле и Вселенной вообще. Верю в гармонию мироздания, верю в Закон «сохранения энергии» — не только в физическом смысле, но и в психологическом: так устроен балланс в жизни, в природе, что добро — созидательно и оно преумножает себя, зло же разрушительно по законам Природы (природы — в более широком смысле), оно несет потери, «наказание» соприкоснувшимся с ним.

Попросту говоря, я не верю в Бога, как в конкретный Образ, или Судью, — это неизбежно ограничивало бы его.
Однако — верю в некую Закономерность, Высшую Рациональную (и справедливую) Природу Бытия, существование Высшей Мудрости во Вселенной. Мой «Бог» (не важно, как его назвать – Природой ли в более широком смысле, Космосом ли, или Созидательной Энергией), — как бы создал «программу» Высшей гармонии и целесообразности, и «отошел в сторонку». Ему не нужно вмешиваться, казнить или миловать, наказывать или поощрять, следить за людьми «вручную»: его «программа» настолько совершенна, что в ней учтено все и она уже миллионы лет действует автоматически, не ошибаясь…

Я бы сказала, что нахожусь ближе к Аристотельскому восприятию Божественного.

Насчет Ваших вопросов о моей стране. На мой взгляд, именно вне ее имело бы особый смысл соблюдать традицию, религиозные обычаи и т. д. — чтобы сохранить нац. колорит и не ассимилироваться среди других народов. Это (блюсти национальные и религиозные традиции своей национальности) — было поступком, когда это было «вопреки» среде, а не ради того, чтобы просто быть «как все». Я и сама в свое время (во времена СССР вообще и во времена своей максималистской юности, в частности) таким образом «бросала вызов». Приехав же сюда, можно быть уверенным, что ты не забудешь, кто ты есть, — однако вместе с этим, наконец-то позволить себе и роскошь «забыть об этом».

Однако это уже разговор больше о религиозности, причастности к религии – но не о самой Вере в какое-либо Универсальное, высшее начало бытия вообще.

В этом-то и заключается главный нюанс нашего разговора: нерелигиозность сама по себе вовсе не означает ни атеистического восприятия, ни дарвинистических убеждений.

Автор — Инесса Гольдберг

Русские жены: феномен всепрощения

Русские жены: феномен всепрощения

candyИз письма:

«….Лично меня очень удивляют русские женщины, не обязательно русские по крови, а русские по ментальности, по отношению к мужчине, по старому советскому принципу — в одной руке сетка, в другой Светка, в печонках соседка, в голове госплан, дома пьяный Иван. Женщины СНГ столько всего готовы простить своему мужчине, столько от него терпеть, лишь бы не быть одной, лишь бы все было «как у людей» … Знаете как в анекдоте, где идут с работы женшины, а у мусорников пьяница ваяляется, одна из подруг вздыхает: — «Смотрите какого мужика выбросили, а ведь с ним еще жить можно»…»

….Или, например, знаю многих женщин, котрые жили в гражданском браке — и нередко терпели побои от мужа, но не смотря на это они были очень рады, и ни сожалея скрепляли отношения штампом в паспорте, и это не женщины воспитанные «совком» — это и мои ровесницы и даже младше. Или еще интересно, большим спросом требуются у всяких «бабок» услуга по «привораживванию» — возврату мужа в семью. Я чего- то не понимаю, зачем пытаться вернуть в семью то, что уже перестало быть ее составной частью? Как можно терпеть рядом с собой человека, который уже сознательно или даже подсознательно сделал выбор не в твою пользу, это же так унизительно, просто слов нет. Зачем цепляться за человека, который — сразу понятно — тебя не ценит а если и ценит, то в основном как сексуальный объект и бытовую технику. Лично мне ни один из вышеупомянутых типов мужчин даром не нужен, лучше в жизнь одной быть, чем так.»

Разговор этот очень увлекательный и тема очень интересная, — я говорю о ментальности советских и пост-советских женщин.

Если в 2 словах, то по-большому счету, никого винить нельзя. Ясно, что все укоренившиеся влияния продолжают переходить «по наследству» от родителей к детям… Я говорю о некоторых, имеющих место, специфических тенденциях ментальности российского (не обязательно русского) человека, касающихся традиционного восприятия мужчины и женщины.

Тут есть несколько факторов, формировавших определенное неравенство полов, когда один пол «ценнее» другого. Это влияние (как ни странно!) и советской бытности, но основы неравенства полов можно обнаружить еще в намного более давние времена российской истории и традиции, в том числе еще при крепостничестве…

Грубо говоря, накопилась достаточно стойкая традиция обесценивания и неуважения жизни человеческой, индивидуальности, личности — вообще, а женской — в частности. Говоря о «национальном» развитии народа на определенной территории, подразумеваю, разумеется, не только русских по национальности, по крови — а все население. Да и столько народов испокон веков было намешано в этом населении , что вообще уже нет и смысла говорить отдельно о русских! «Чистого» этнически русского человека сейчас непросто встретить — это должен быть человек с почти белыми волосами, голубыми глазами и круглым лицом!…. Но это так, отступление.

В общем же, у всего того, чем Вы возмущены, действительно имеются глубокие корни, и они даже глубже, чем кажется. ..

Кстати, еще интересный феномен: Среди «наших людей», включая даже русскоязычных жителей разных стран, — очень много страдающих психологическими, психосоматическими и психиатрическими расстройствами (речь не о психических болезнях, а о различных расстройствах невротического и психоэмоционального характера, о состояниях депрессии, хронической тревожности, фобиях и т. д. ). Вот, тоже тема к размышлению. И тоже — в частности, причина та же. Это явление, тоже обьясняется (хотя бы отчасти) традиционными внутренними противоречиями личности, когда в воспитании, да и в семейной атмосфере в целом преобладали не откровенность, тепло, выражение любви и одобрение, демократические, равные отношения, а формальность, иерархические отношения, скупость в выражении чувств, слишком строгие требования, критика и подавление. А в некоторых семьях и физическое воздействие – поднять руку на ребенка – считалось в порядке вещей. Подавление индивидуализма личности рождало нелюбовь к себе, комплексы, рабскую психологию и постоянную бессознательную неудовлетворенность: невротическая личность не могла быть счастливой и приносить счастье другому. Невозможно дать или делиться с другим тем, чего сам не получал.

Жили словом «должны», а не «хочу». У женщин же, дополнительно к этим всем факторам, добавлялась и косвенно внушаемая идея предпочтительности мужчины, мальчиков. И как, после всего этого, можно было ожидать иной, чем есть у многих из «наших» женщин и девушек и сегодня, — позиции по отношению к мужчинам, когда принцип «любой – лучше чем никакой» несет в себе намек на то, что одной заслуги мужчины в том, что он родился мужчиной – уже достаточно?..

Из другого письма:
«Г- жа Гольдберг! Говоря о «национальном развитии народа на определенной территории», Вы дискредитируете русскую культуру, в частности культуру быта, основанную на православной морали. Перечитайте русских классиков, сравните хотя бы с французскими, вся русская литература пронизана высокоморальным и уважительным отношением к женщине и семейным ценностям.

То, что нынешнее общество больно, не связано с национальными признаками, это результат 70- летнего насилия, разрушения морали и навязывания примитивных и лживых заменителей нравственности. И это коснулось всех, кто живет в этой стране: и курносых русских и скуластых татарок и прекраснооких евреек и пр. и пр. Давайте по мере сил возрождать культуру, семейные устои, здоровые отношения меж полов. А мы тут частенько натравливаем рассерженных женщин на «ихних подлецов», заблудших, запивших и таких же несчастных.»

Прежде всего, Вы неверно истолковали мою фразу, ведь слово «национальный» было взято в кавычки, а выражение «народ на определенной территории» было выбрано мной именно с целью подчеркнуть разнообразие этого народа, к тому же я обьяснила это и в отдельности.

Что касается второй части Вашего вопроса. Я вовсе не считаю кого- то «безнадежным», в том числе и бомжей. Знаете, в психологии говорят «нет плохих людей, есть люди, которым плохо». НО! Совершенно определенно, что далеко не каждый человек может любить и сделать счастливым другого человека, а в «падших» случаях — шансов еще меньше. Даже меньше, чем их вылечить и вернуть в общество.

Но мы тут говорим о своей личной жизни. Единственной. Поэтому, я бы сказала так: желание помочь, «поднять со дна» кого- то, достойно восхищения и дай Бог всем нам не очерстветь, и при случае — всегда помочь, проявить участие в судьбе человека, поддержать или даже реабилитировать его. Но не обязательно за него выходить замуж. Помочь можно и нужно многим, но почти наверняка рисковать личным и будущих детей счастьем, благополучием и здоровьем — я не могу и не вправе советовать это делать! Хотя бы даже потому, что эти годы экспериментов, реабилитации (негарантированной), это годы Вашей жизни, т.е. самое дорогое, что у Вас есть.

Автор — Инесса Гольдберг