Инцестуальное насилие

Инцестуальное насилие

Инцест – сексуальная связь между членами семьи, не являющимися друг другу мужем и женой.

Сексуальное насилие (физическое и психологическое) включает в себя: сексуального характера прикосновения к телу человека (его частям) без согласия последнего, принуждение  смотреть на сексуального рода действия  со стороны насильника, принуждение  слушать  озвучание  желаний сексуального характера в отношении насилуемого, сексуальная физическая связь, совершаемая без осознанного согласия, изнасилование.

Я пишу  для тех, кто отчаялся и в ком еще живет проблеск надежды.
Для тех,  кто пережил инцестуальное насилие в семье и хочет освобождения, исцеления для своего внутреннего ребенка.
Для тех, кто после произошедшего отваживается – жить;  быть;  желает, осмеливается —  любить.

Насилию в семье может подвергаться ребенок, подросток, юный человек  – до 18 лет.
Насилию могут подвергаться младшие члены семьи вне зависимости от половой принадлежности – и девочки, и мальчики.
Насилию может подвергаться ребенок (подросток) одного пола с насильником.
Насильниками могут выступать  отцы, отчимы, дяди, братья, реже – матери (тети).
Инцестуальное насилие может происходить во внешне благополучных семьях и явно  дисфункциональных семьях (например, алкоголизм одного из членов семьи).

Инцестуальное насилие —  это всегда предательство.
Предательство доверия ребенка (подростка) взрослым членом семьи, предательство веры в безопасность  пространства семьи («мира»).
Инцестуальное насилие – это всегда про  нарушение (физических, психологических)  границ младшего члена семьи.

Только сам человек (ребенок, подросток, юный человек) определяет, вправе определять  для себя факт нарушения (физических, психологических) границ  его личности.
Вследствие разных объективных (и субъективных) причин может возникнуть искажение реального положения вещей – однако, сам факт возникновения подобного рода ощущений, чувств их сопровождающих (растерянность на фоне стыда, сильного смущения, страха, боли)  является маркером чрезвычайности, нестандартности ситуации между младшим членом семьи и взрослым.

Инцестуальное насилие может происходить при полном неведении о происходящем (произошедшем) других членов семьи ребенка (подростка, молодого человека) вследствие отсутствия эмоционально близких открытых доверительных отношений между членами семьи.
Более  трагический сценарий:  при озвучании  ребенком (подростком, юным человеком) факта насилия над ним одним из членов семьи – игнорирование информации (как правило, матерью ребенка), отказ принимать информацию, слышать, на нее реагировать  (вследствие  собственных мощных защит от того, с чем не находят в себе сил, желания справиться – собственным чувством стыда, страха).
В последнем случае, рискующая  открыться жертва насилия получает повторную травму: отвержения на фоне отсутствия поддержки, защиты от насилия.

До самого инцестуального насилия  в анамнезе травмы могут быть  предыдущие ранения: нарушения личностных границ ребенка –

  • физические наказания
  • психологические (например, чрезмерный контроль, опёка с полным игнорированием чувств ребенка, его потребностей;  полное  равнодушие к нахождению ребенка рядом на фоне эмоционального «голодания» ребенка)
  • со стороны значимых взрослых.

Инцестуальное насилие  всегда сопряжено  с тем, что называю  «синдромом замкнутых уст»:

  • жертва насилия в семье скрывает факт насилия от кого бы то ни было,
  • «носит в себе» груз  невысказанных, не прожитых в полную силу  чувств, слов, действий  по отношению к насильнику (и покрывающему насилие, в том числе),
  • живет с ощущением «я грязный, плохой, если это со мной происходило», «я виноват, если это со мной случилось», чувством стыда за себя «такого»,
  • испытывает  боль от расщепления себя на «я плохой, грязный»  и «я хороший, как вы» — для окружающих;   страх быть «раскрытым в обмане».

Ярко выраженные последствия насилия могут проявиться спустя время и они всегда существуют.

Последствия инцестуального насилия  несут в себе травмы — ограничения, ограниченности, сверхзащит.

Переживший насилие человек испытывает сложности во взаимоотношениях с другими людьми вследствие страха довериться, приблизиться (вступить в близкие отношения), эмоционально открыться — то есть ощутить снова свою уязвимость и беззащитность, что происходило в момент насилия.

Последствия могут сказываться в отношениях любого рода:

  • в социуме  (человек испытывает сильное внутреннее напряжение общаясь с другим человеком, что может ограничивать его возможности себя проявлять, предъявлять — например, на работе, в творчестве),
  • в личных отношениях (человеку сложно поддерживать дружеские, близкие, эмоционально открытые  отношения с другим человеком; вступать в любовные, сексуальные отношения).

Отказ принимать во всей полноте (все, разные чувства, ощущения, которые возникают в этой теме для человека по отношению к насильнику, покрывающему насилие, озвучивать их и признавать их наличие в себе) произошедшее вынуждает  человека выстраивать мощные защиты в отношениях с Другим  через агрессию и изоляцию (сверхподозрительность, чувство страха, стыда).

На этом фоне человек прибегает к:

  1. стратегии создания ложного маскирующего травму «я» (психика расщепляется, пытаясь спасти человека от открывшейся картины его глубокой уязвимости, беззащитности перед миром, миром Другого):  может создаваться  «сверхуверенное, агрессивное я», призванное защищать травму внутреннего ребенка. Человек может выглядеть сверхуверенным, агрессивным, демонстрировать самодостаточность  и при этом испытывать токсический стыд за себя, испытывать  глубокое чувство внутренней неполноценности, неуверенности, которое тщательно скрывается от других («со мной все в порядке», как реакция на любого рода проявления сочувствия, сопереживания, внимания к нему со стороны близких людей).
  2. стратегии изоляции, отказа от контакта (контактов) с внешним миром:  человек «прячется», страшась «разоблачения» и последующего «наказания» — выбирает  «незаметные» виды деятельности, приуменьшает собственные заслуги в общем или индивидуальном деле, мало ухаживает за собой, боится  проявлять себя, претендует на малое даже при условии свободных ресурсов (времени, пространства, средств) в окружающем мире, выбирает одиночество (через поиск малоподходящих для отношений партнеров, в том числе).

Вне зависимости от стратегии адаптации к этого рода травме, областях, где проявляются ее последствия  психологическая реабилитация  касается таких тем:

  • Кто я, переживший это насилие?
  • Какой я сейчас, переживший  это насилие – в своих и чужих глазах?
  • Где, в каком состоянии  мой внутренний «дом» теперь, когда я признаю, что реального дома (пространства безопасности) для меня не было (по-прежнему нет)?
  • В чем я сейчас нуждаюсь больше всего?
  • Кто этот человек для меня (насильник)?
  • Кто этот человек для меня, покрывший насилие надо мной?
  • Что я испытываю к насильнику (покрывшему насилие)?
  • Чего бы я хотел в отношении (отношениях) этого человека?
  • Что остается невысказанным в отношении насильника и покрывающего (покрывшего)  насилие?
  • Как я сейчас могу о себе позаботиться, зная свои потребности?
  • Какой я хочу видеть сейчас свою жизнь?
  • Какие отношения я хочу видеть сейчас в своей жизни?
  • Как я для себя определяю нарушение своих психологических, физических  границ?
  • Кому  я выбираю верить в ситуации возникновения ощущения их нарушения?
  • Какие у меня есть права в отношениях с другими (с близкими людьми, в том числе) людьми?
  • Какие внутренние ресурсы во мне остаются, всегда существовали и могут мне сейчас помочь в выборе  подходящих для меня  отношений?
  • Готов ли я принять себя со всем своим опытом, признать свою ценность вместе с этим опытом и подарить себе любовь (что бы я под этим не подразумевал)?

На психологическую реабилитацию (возвращение чувства самоценности, чувства собственного достоинства) могут уйти многие месяцы, нередко  годы и они того стоят: работа с сексуальными травмами  в моем профессиональном опыте  – может быть успешной, эффективной  для человека, обратившегося за помощью, позволяет переработать негативный  опыт этого рода травмы (научиться жить, принимая ее, осознавая в себе), по-другому увидеть для себя перспективы собственной жизни, по-иному смотреть на себя – принимать, любить, получать от себя, близких отношений с другими, от своей жизни — удовольствие.

Автор — Ольга Шубик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *