Сколько рабочего времени может сотрудник использовать в личных целях?

Сколько рабочего времени может сотрудник использовать в личных целях?

— Никогда! Точнее, я про это не знаю…

— А сколько они реально не работают в рабочее время?

— А сколько можно?!

В чем суть статьи? Хотим мы того или нет, сотрудники отпрашиваются и всегда будут отпрашиваться по личным делам в рабочее время. Ребенок, болезнь, бытовые проблемы, кто-то учится и регулярно посещает занятия или сдает сессии. Плюс всякие форс-мажоры с машиной, родственниками и т.д. Факт есть факт – персоналу зачастую нужно рабочее время, чтобы решить свои личные проблемы. Более того, находясь на работе, их действия направлены далеко не на благо компании, а на личные задачи. Факт есть факт. Как тут поступить?

Масштабы хищения рабочего времени

Возможности бездельников ограничены конфигурацией рабочего компьютера…

Фраза найденная в Интернете

Пользователи, делающие покупки в Интернет-магазинах, в три раза чаще совершают их с рабочего компьютера, чем из дома. 45% жителей Москвы, пользующихся Сетью на работе, в последние три месяца пользовались интернет-магазинами. Обследование, показало, что пик онлайновых покупок на сайтах приходится на период 13-15 часов — в традиционное время обеденного перерыва.

Согласно цифрами иного исследования, 90 процентов офисных служащих пользуются доступом в Интернет на работе в личных целях. Согласно результатам исследования, большинство сотрудников тратят на личные дела в Интернете не более получаса рабочего времени в день. Однако реальные цифры на порядок больше. Это связано с элементарным желанием приуменьшить свою «вину» — ведь респонденты прекрасно понимают, что на работе они должны заниматься исключительно работой И, во-вторых, далеко не все пользователи могут действительно контролировать время, которое они уделяют личным делам в течение рабочего дня. Слабое чувство времени не позволяет им адекватно оценить свои затраты.

Данные опроса развернутого на одном их форумов интернета

Используете ли Вы рабочее время в личных целях?

  • Иногда бывает                     53%
  • Да, всегда                              33%
  • Считаю это не неправильным       6%
  • Никогда                                5%
  • Все так делают и я               3%
  • Всего голосов 219

Как видно из цифр, более 80% делают это и считают подобные действия вполне порядочными.

В 2006 году было опубликовано исследование компании Angus Reid Group. По ее подсчетам, только в Канаде служащие, находясь на рабочем месте, за год потратили в Интернете около 800 млн. часов на личные дела. При этом лишь 33% опрошенных сообщили, что в их компаниях существуют какие-либо правила и инструменты, позволяющие регулировать этот процесс. Интересно, что 64% респондентов согласились с тем, что работодатели имеют право следить за их похождениями в Интернете.

Рейтинг наиболее популярных видов нерабочей деятельности на рабочем компьютере, по результатам исследования, выглядит следующим образом. Подавляющее большинство респондентов (86%) читают в Интернете новости, 80% занимаются поиском информации, не связанной с работой. Шесть из десяти опрошенных активно общаются с друзьями через ICQ или другие подобные программы. 60% респондентов читают в электронных библиотеках или на информационных порталах книги и материалы, также не имеющие отношения к работе. Больше половины (57%) участников опроса признали, что используют рабочий компьютер и для скачивания не связанных с работой материалов.

В завершении этой главы показательный случай. Исполнительный директор корпорации Cisco Джон Чамберс (John Chambers) в своем выступлении на конференции Networld+Interop привел такое сравнение: получасовой видеоролик эквивалентен электронной почте за полтора года.)

Самые посещаемые в рабочее время российские развлекательные сайты

  • Знакомства@Mail. Ru
  • Анекдот. Ру
  • Чертовы Куличики
  • Бойцовский Клуб
  • Портал газеты «Спорт-Экспресс»
  • Звуки. Ру (каталог песен в формате MP3)
  • Гороскопы@Mail. Ru

Две модели реагирования

Модель «Даун»

Концепция этой модели реагирования руководства: тотальный контроль и наказание за каждое «не рабочее» действие сотрудника.

Сюда относятся штрафы за курение. 66% опрошенных россиян уверены, что курящие коллеги работают менее продуктивно, тратят много времени на перекуры.  По результатам опроса норвежцы курят на работе больше всех — 26% от числа опрошенных. Последнее место занимает Великобритания (13%).  Это зарубежная статистика. В России курят на работе больше мужчины (31%), чем женщины (23%).

Во многих компаниях принято правило, что курящие сотрудники задерживаются на 30-40 минут, чтобы отработать «выкуренное» время. Однако такая практика применяется в тех компаниях где высшее руководство само не курит. Понятное дело, если курит начальник, то запрещать это делать подчиненным или наказывать их за курение на работе  — глупо, да и не справедливо. Авторитет такого руководителя будет сомнительным.

В этой же модели, на каждый компьютер сотрудника устанавливаются программы шпионы (пример некоторых дается в конце статьи). Они следят в какое время чем занимался сотрудник. Какие программы открывал, какие сайты посещал. Они также позволяют ограничить доступ персонала на опасные сайты (надо сказать, по опыту автора, полезная практика. На порядок уменьшается вероятность заражения компьютеров вирусами, да и меньше спама приходит).

В большинстве случаев шефу достаточно предупредить сотрудников, что им осуществляется постоянный контроль за использованием компьютера. Этого достаточно, чтобы они не использовали его в рабочее время в личных целях. На моих тренингах, в процессе обсуждения воров рабочего времени неоднократно выступали руководители компаний с типичным примером.

Сергей Леонидов «АскоСервисГрупп»:

«Бала проблема с трафиком в компании. После того как я озвучил, что установил программу контроля и ежемесячно будет вестись отчет кто куда и зачем. На следующий же месяц объем трафика упал в 4 раза! И составил разумный объем, оплачиваемый абонентской платой»

Модель «Ап»

В противоположность предыдущей модели, стимулирование персонала в концепции «Ап», нацелена на положительную занятость. Здесь мало присутствует штрафов, акцент сделан на поощрении правильных действий. К примеру, с тем же курением. В компании «Спас-корбет» г. Екатеринбург руководитель ввел премию всем некурящим в размере 20$ ежемесячно. А человеку бросившему курить на работе единовременное пособие в 100$ если он выдержал 3 месяца.

Далее, пример заразителен. В Н-Новгороде руководитель Олег Вячеславович (ТД Колиз) несколько лет назад бросил курить. До этого его стаж мерялся десяткок лет. В течении двух месяце все его подчиненные постепенно также расстались с этой привычкой. По словам топ-менеджеров данной компании, бросивших курить они больше выиграли чем потеряли.

Курильщики считают, что сигарета активизирует работу мозга и позволяет решать рабочие вопросы в неформальной обстановке. Таково было и мнение топ-менеджеров ТД Колиз, когда они курили. Однако, спустя уже не один год, они единогласно заявляют, что заявления курильщиков не более чем миф и самовнушение.

Как говорит Ольга Гаращенко (директор Эксклюзив-консалтинг, г. Новосибирск) я много лет имела эту привычку и считала что она мне помогает в работе: снимает стресс, помогает наладить мосты с клиентом и т.д. На сегодня могу уверенно заявить, что без курения бизнес движется куда лучше и быстрее. Поэтому я однозначно убеждена, что курение на рабочем месте нисколько не помогает работе. Это миф который культивируют курящие чтобы сохранить «свой мирок». Не менять укоренившуюся привычку.

Сотрудники Интернет-монстра Google имеют право официально 20% рабочего времени использовать на свое усмотрение. Это фигурирует в их контрактах. Что это дает руководителям компании? Уверенность в том, что люди не будут воровать рабочее время, ибо официально его можно использовать. Плюс, это акт заботы о сотруднике как человеке. У всех бывают проблемы, а тут компания готова проявить заботу о своем персонале. По словам создателей программы «финансирования личных нужд рабочим временем» они получают высокую лояльность кадров и низкий уровень стресса на работе. В итоге персонал полноценно выкладывается на проектах в которых участвует. Предоставив такой кредит доверия работникам, в ответ Google получила максимальная производительность персонала.

Реально, когда руководители начинают фиксировать временные затраты на курение – то за сутки получается 1,5-2 часа! В итоге среди моих клиентов есть управленцы, которые оставили эту привычку только потому, что «времени жалко». А не потому что сигареты требуют много денег, и вредит здоровью.

По мнению директора по персоналу сети «Ультра» Ларисы Баевой, если сотруднику обеспечить хороший социальный пакет, достойную заработную плату и структурированный рабочий день, ему будет некогда играть в игры, «серфить»  в Интернете.

Вот мнение одного из участников Интернет форума.

Алексей Соболев (интернет-агентство Artus , коммерческий директор)

Решать проблему нужно иначе: контролировать не трафик и почту, а расход рабочего времени. Если в каждый момент времени сотрудник занят работой, которая контролируется, т.е. имеет нормы на сроки и качество выполнения, то ему будет трудно использовать рабочее время в личных целях. И увольнять тогда сотрудника станут не за игры на работе, а за не эффективную работу. А за игры на работе сотрудника увольнять надо его руководителя — плохо загружает и мотивирует.

Сложно не согласиться с мнение Алексея, возможно его совет поможет некоторым читателям.

«Мой бывший руководитель (он же собственник бизнеса) запрещал пользоваться Интернетом в личных целях в рабочее время — только после работы. Сайты, которые посещали сотрудники, контролировал лично и наказывал нарушителя рублем. Кстати, наиболее популярные порталы были попросту закрыты для посещения нашим сисадмином», — рассказывает Павел Георгиев, бывший сотрудник юридической компании.

«Мое руководство интересует только надлежащее исполнение моих обязанностей, так что я спокойно общаюсь на развлекательных форумах, поскольку умею планировать время, — говорит Данил Белешников, ведущий экономист ООО «Мясная корпорация «Евросервис».

Руководители компаний часто застают своих подчиненных, играющих в компьютерные игры, или в Интернете на развлекательных сайтах. Многих топ-менеджеров это нервирует, особенно в период активных работ. Как из этого извлечь пользу? «Ведь, скажем, «пошаговые стратегии» (например, Civilization) помогают мыслить глобально, помогают почувствовать баланс между инвестициями в краткосрочные и долгосрочные перспективы, — утверждает Максим Дорофеев, руководитель проекта компании DC BARS. — В «Стратегиях реального времени» (StarCraft) опытные игроки достигают скорости управления своей армией в три и более осмысленных команд в секунду. Я замечал, что после очередного матча в StarCraft мои подчиненные с таким же темпом шлепали по клавишам, выполняя свою работу. И притом выполняли ее без потери качества. Даже, казалось бы, примитивные «стрелялки» (еще их называют «шутеры»), где главная цель — подстрелить как можно большее количество монстров, способны показать, насколько вы хорошо руководите командой, выполняющей сложные задания, а также продемонстрировать способность самостоятельно принимать решения».

Так что же делать? Разумные решения

Первый – жестко запрещается покидать рабочее место. В данном случае, если требуется отлучиться, сотрудники договариваются друг с другом и прикрывают отсутствующего. Либо с непосредственным начальником решается вопрос «я потом задержусь и отработаю», «я же в выходные выходил» и т.д. На уровне компании и высшего руководства – персонал всегда на рабочих местах. По личным нуждам никто не задерживается и не отлучается в рабочее время.

Второй – официально дается некая квота на решение личных проблем. Она лимитирована требованиями рабочего процесса

Третий – сотрудник сам определяет, когда и куда можно отлучиться, контролируется только суммарное время отсутствия. При этом с него требуется выполнение работы в срок. Главное – не создавать авралов и проблем, своевременно выполнять свои обязательства. Человек сам определяет, когда ему можно покинуть работу, а когда нет.

Возможно следующее сочетание этих схем:

  1. На период испытательного срока – никаких личных проблем в рабочее время. Рекомендуемый период 3-4 месяца
  2. При выполнении плановых объемов работ – возможны отгулы при заблаговременном согласовании с руководителем. Такую схему можно практиковать в первый год работы сотрудника.
  3. Когда сотрудник достиг уровня высокой ответственности – ему можно доверить самостоятельно решать, когда и куда можно отлучаться, а когда нужно быть на работе. Если сотрудник проработал в вашей компании более года.

Автор —  Горбачёв Александр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *