Психология депрессии

Психология депрессии

Депрессия — этот термин настолько часто используется, что нередко люди задаются вопросом, а необходимо ли лечение депрессивного состояния или это расстройство настроения, которое закономерно сопутствует росту стрессовых состояний в жизни современного человека. Действительно, научные данные подтверждают влияние стрессовых факторов (утрат, органических и психических заболеваний, разводов и т.п.) на состояние, настроение и на уровень депрессии. Влияет на уровень депрессии и обретение навыков помогающих вернуть контроль над ситуацией. Однако решающим обстоятельством, как в возникновении, так и в психотерапевтическом лечении депрессии является присущий человеку способ восприятия мира, негативная самооценка, писсимистичный ход мыслей и ощущение безнадёжности и бессмысленности сложившейся депрессивной ситуации.

Обычно для диагностики депрессии пользуются следующими критериями:

  • депрессивное настроение (унылое или раздражительное) в течение всего дня
  • выраженное снижение интереса ко всему (апатия)
  • потеря аппетита или его резкое увеличение (особенно в вечерние часы)
  • бессонница или повышенная сонливость
  • отсутствие или снижение энергии почти каждый день
  • наблюдаются нарушения мышления, памяти и внимания
  • чувство собственной неполноценности или чрезмерной и неуместной вины

Человеку в депрессии прошлое представляется чередой неудач, настоящее видится унылым и безрадостным, а будущее мерещится безнадёжным или катастрофическим.

Депрессивное состояние и депрессия требуют безотлагательного обращения за психотерапевтической помощью,поскольку депрессивные мысли становятся всё более привычны для человека в депрессии и, подобно застарелой привычке, сложнее поддаются коррекции.

В некоторых случаях необходима лекарственная терапия депрессии и практически во всех случаях требуется безотлагательная психотерапия. Когда человек обращается в наш психологический центр за психологической помощью по поводу депрессии или депрессивного настроения, то уже после первичного приёма он обретает надежду на выздоровление и ощущает подъём сил и улучшение настроения. Полный курс психотерапии депрессии и медикаментозного лечения (только в тех случаях, когда это необходимо) требует создание психотерапевтического альянса, направленного на взаимодействие психотерапевта и клиента в совместных усилиях при работе с депрессией. Вскоре лечение депрессии позволит человеку вернуть контроль над собственными мыслями и настроением, а в результате и над самой ситуацией, вызвавшей депрессию.

Автор — Мартынов Сергей

Профориентация. С чего начать

Профориентация. С чего начать

Профориентация. С чего начать.

«Я в растерянности – привожу практически дословный пересказ слов молодой мамочки, встревоженной за своего четырнадцатилетнего сына, — скоро он закончит школу, должен будет поступать в какой-то ВУЗ, а он и слышать об этом не хочет. Я выбрала несколько вариантов наиболее престижных профессий. Принесла ему программки. Даже не взглянул. Голова забита совсем не тем: то он на гитаре учится играть. Потом – бросает. То начинает рисовать какие-то ужастики. А в последнее время совсем дома не появляется – гуляет с новыми друзьями и совсем не думает о будущем!»

Эта мамочка желала, чтобы ее сын определился с выбором профессии, которой он будет заниматься всю жизнь. Естественно, это должна была быть профессия престижная, популярная, несущая собой большие финансовые перспективы. Согласна, неплохо быть обладателем диплома. Но ведь наличие корочки не обеспечит человеку безоблачное карьерное будущее.

Безусловно, мама этого подростка желала ему счастья. Ей казалось, что, пересилив себя и пойдя учиться в выбранный ею ВУЗ, ее сын, со временем, войдет в колею и добьется столь желаемого ею же успеха. Но она не с того начала.

Выбор профессии должен стать итогом личностного становления, а не его началом. Только испытав себя в различных видах деятельности. Только примерив на себя как можно большее количество социальных ролей. Только оценив свои силы в самых разных, в том числе и экстремальных, ситуациях, человек получает примерное представление о том, кем он является. И лишь тогда он может сделать адекватный выбор профессии. Именно той, которая откроет ему дорогу к осуществлению своих стремлений и жизненных планов.

Работая по своей профессии, человек не страдает от того, как бездарно проходит его время. Он совершенствуется. Занимаясь любимым делом, он все глубже познает себя и обретает личностную гармонию.

К сожалению, столь свойственные и столь необходимые молодым людям метания от одного увлечения к другому, от одного образа себя к абсолютно противоположному, зачастую не одобряются родителями, а порой и жестко пресекаются. И выйти из этого извечного противостояния отцов-детей можно только общими усилиями. Как правило, подростку не нужно объяснять всю научно-теоретическую подоплеку его душевного состояния. Он интуитивно чувствует необходимость освоения все новых и новых социальных пространств. Однако, несмотря на сильнейшее рвение к свободе и самостоятельности, подросток все же нуждается в родителе. Но не в запрещающем, авторитарном родителе, а в родителе понимающем и поддерживающем.

Что же можно посоветовать человеку, находящемуся в ситуации выбора будущей профессии?

— Общаться с самыми разными людьми, уже определившимися со своим профессиональным и в целом жизненным выбором. Но не просто знакомиться, а вглядываться в них. Замечать, что кажется привлекательным в их образе жизни, а что – нет.

— Вспомнить любимые фильмы и книги. Проанализировать, какие переживания возникают при их просмотре и чтении. Что есть общего между всеми этими сюжетами. Постараться представить себя участником событий и, возможно, дополнить историю новыми деталями.

— И, конечно же, по-возможности, пробовать свои силы в различных видах деятельности: физической, умственной, художественной и т.д.

Сегодня существует множество тестовых методик, направленных на выявление склонностей и интересов, как для детей, так и для взрослых. Но одной теорией здесь не обойтись. Только получив практический опыт, человек может с уверенностью сказать о том, готов он заниматься определенным видом деятельности, или нет.

Конечно, нельзя объять необъятное. И порой, к сожалению, жизненного опыта бывает недостаточно для того, чтобы в полной мере познать себя. Бывает, что молодой человек сам чувствует неуверенность в своем жизненном выборе. И в таком случае лично я бы порекомендовала ему посетить тренинговую группу, занятия в которой направлены на самопознание, раскрытие личностного потенциала и, в дальнейшем, на профориентацию.

Особая обстановка в такой группе позволит получить самый разнообразный опыт жизненных ситуаций, пусть и организованный тренером, но от этого не менее реальный. А также разработанные психологами игры и упражнения помогут заглянуть в свой внутренний мир и раскрыться как личности.

Таким образом, ответ на вопрос о будущей профессии, нужно искать не вовне (в листовках и программках различных ВУЗов) а внутри – в особенностях собственной личности, ее индивидуальных свойствах и способностях.

Автор — Ермоленко Татьяна

Конфликт

Конфликт

Когда конфликт близок…

Семейную жизнь можно сравнить с собиранием картинки из пазлов. Все знают, что в конце должна получиться идеальная сцена семейного уюта. Но фрагментов очень много. Далеко не всегда сразу удается подобрать нужный.  И чем больше людей участвуют в этом занятии, тем сложнее избежать споров и недовольств.  К сожалению, не у всех хватает терпения довести игру до победного конца. И некоторые семьи так и остаются на стадии незавершенности своего счастливого сюжета.

Как исправить ситуацию, когда конфликты в семье случаются все чаще? Когда взаимопонимание уступает место обидам и разочарованиям? Давно известно, что в любой ссоре виноваты обе стороны. Но не все знают, что для исправления ситуации зачастую достаточно правильного и осознанного поведения даже одного участника конфликта.

Как зарождаются конфликты

Так уж устроена несовершенная система под названием «человек», что какие бы первопричины ни лежали в основе его агрессивных побуждений, страдать от них будут в первую очередь самые близкие и родные. Большая часть семейных конфликтов разгораются по причине того, что кто-то из супругов (а чаще – оба) приносят в дом негативные переживания, зародившиеся вовне.

Например, муж, не получивший ожидаемого повышения на работе, не может выразить своей злобы на начальство. И вот он копит агрессию,  бережет ее. И, конечно же, несет домой к супруге, к самому близкому человеку, которому он доверяет, в любви и преданности которого он уверен. Потому что только такой человек примет на себя весь груз тяжких переживаний, и при этом не бросит, не предаст.

В то же время жена, у которой не состоялась очень важная встреча, тоже идет домой не с пустыми руками. Она несет свой тяжкий груз. И также не может его никому доверить. Никому, кроме Него, любимого и единственного. Не стоит описывать, насколько грандиозной будет встреча двух этих агрессивных зарядов. Тут же вспомнятся все не приготовленные ужины, не приколоченные полки и все «испорченные тобой праздники».

А если при этом домой вернется их ребенок-подросток, обуреваемый сомнениями в собственной значимости, переживающий очередную неразделенную страсть или просто уставший от постоянных требований школьных учителей. Испорченное настроение всему семейству на пару дней – гарантировано.

Как себя вести

Так что первое, о чем стоит подумать в момент, когда сталкиваешься с агрессией близкого человека, это то, что злится он вовсе не на тебя. А на кого-то или на что-то совершенно постороннее, далекое, ему неподвластное. И вот таким образом он демонстрирует, что у него есть проблема, что ему сложно, что он не справляется. Но сказать такое напрямую способен не каждый. Кто-то слишком горд. А кто-то просто не догадывается, что столь тяжкие переживания можно просто выговорить.

И тут мы можем помочь. Только нужно собрать свою волю в кулак и не подаваться соблазну вступить в конфликт. Все, что мы слышим в такие моменты от дорогих нам людей, нам нужно постараться прочитать между строк. Услышать не то, что человек говорит, а то, что его тревожит. И вернуть ему его же переживания в словесной форме.

Например, на раздраженные реплики мужа, пришедшего с работы в дурном настроении, вместо того, чтобы сразу занимать оборонительную позицию, можно ответить: «тебя что-то очень расстроило».  Причем не стоит произносить эти слова с вопросительной интонацией. Ведь любой вопрос – это уже принуждение к разговору. А любое принуждение, даже продиктованное самыми лучшими чувствами, будет расценено агрессивным человеком как нападение. А вот простое замечание, даже если оно окажется не вполне точным, продемонстрирует участие и готовность к диалогу.

Даже если разговор начинается с тех самых не приколоченных полок, не нужно копать слишком глубоко. Для начала можно констатировать: «ты расстроена тем, что я не сделал то, о чем ты просила». Таким образом, показав собеседнику, что мы понимаем и принимаем его чувства, гораздо легче будет перейти к спокойному обсуждению конструктивных предложений по устранению волнующей его проблемы. При этом стоит обратить внимание не столько на причину, сколько на то, какое именно чувство по этому поводу испытывает ваш близкий человек. Иногда можно не отличить обиду от разочарования, злобу от страха и т.д. Но даже если высказанное предположение будет ошибочным, оно сыграет свою положительную роль.

Конфликтующий подросток

Полезно будет применять это правило в общении с детьми, особенно, подростками. Ведь как бы ребенок ни противостоял родительским правилам, как бы ни отстаивал свою независимость и взрослость, ему просто жизненно необходимо ощущать любовь и поддержку родителей. Просто дайте ему понять, что Вы здесь, рядом. И насколько бы шокирующими ни были заявления ребенка-подростка, помните, он проверяет Вас. Вашу любовь и готовность принять его таким, какой он есть. В данном возрасте все предстает в новом свете. Все меняется. Помните об этом, и оставайтесь тем незыблемым основанием, той прочной опорой, на которую Ваш ребенок сможет положиться в самых нелегких жизненных ситуациях.

Когда сын говорит матери о том, что она «лезет не в свое дело», он просто показывает, что хочет сам разобраться в возникшей проблемной ситуации. Не стоит расспрашивать о деталях и участниках расстроившего его события. Просто покажите свое присутствие, свою готовность к поддержке: «Ты чувствуешь себя достаточно взрослым, чтобы самому решать свои проблемы». Конечно, это не волшебная формула. И произнесение данных слов не изменит вашего ребенка в одно мгновение. Его поведение останется вызывающим, как и полагается подростковому возрасту. Просто теперь он будет уверен в том, что даже когда что-то не заладится, он всегда сможет положиться на Вас. И это чувство, формирующееся в данный период, останется навсегда.

Таким образом, уловив в голосе близкого человека зарождающуюся агрессию или даже просто претензию, не вступайте в бой. Не защищайтесь. Не оправдывайтесь. Станьте зеркалом. Но отражайте не форму, а суть. Не агрессию (как следствие), а переживание (как первопричину). Разделите это переживание, прочувствуйте его. И конфликт будет предотвращен. А взаимопонимание восстановлено.

Многим людям кажется, что принимать чужую сторону в нарастающем конфликте – это признак слабости. Но данное заблуждение рассеивается, как только приходит осознание того, что в семейных делах «чужих» сторон не бывает. И, так или иначе, но конечная цель всех перипетий, всех выяснений отношений между домочадцами одна – построение той самой картинки счастья и гармонии между любящими друг друга людьми.

Автор — Ермоленко Татьяна

Психологические фильмы

Фильмы о психологах, психотерапевтах, психиатрах и психоаналитиках

  1. Принц приливов (Реж. Барбра Стрейзанд, США, 1991)
  2. Комната сына (Реж. Нанни Моретти, Франция-Италия, 2001)
  3. Кушетка в Нью-Йорке (Реж. Шанталь Акерман, Франция-Германия-Бельгия, 1996)
  4. А как же Боб? (Реж. Фрэнк Оз, США, 1991)
  5. Анализируй это (то) (Реж. Гарольд Рэмис, США, 1999, (2002))
  6. Другая женщина (Реж. Джеймс В. Керн, США, 1951)
  7. Мой лучший любовник (Реж. Бен Янгер, США, 2005)
  8. Убить Фрейда (Реж. Хоакин Ористрель, Италия-Испания-Германия, 2004)
  9. Умница Уилл Хантинг (Реж.Гас Ван Сэнт, США, 1997)
  10. Окончательный анализ (Реж. Фил Джоану, США, 1992)
  11. Злая (Реж. Карло Лидзани, Италия, 1991)
  12. Сабина (Реж. Роберто Фаэнза, Италия — Франция — Великобритания, 2002)
  13. Принцесса Бонапарт (сериал) (Реж. Бенуа Жако, Франция, 2004)
  14. Приключения трупа (Реж. Бенекс Жан-Жак, Франция, 2000)
  15. Грехи отца (Реж. Том МакЛафлин, Канада-США, 2001)
  16. Шестое чувство (Реж. М. Найт Шьямалан, США, 1999)
  17. Две жизни (Реж. Алан Берлинер, США, 2000)
  18. Психоаналитик Дона (Реж. Дэвид Джэблин, США, 1997)
  19. Управление гневом (Реж. Питер Сигал, США, 2003)
  20. Цвет ночи (Реж. Ричард Раш, США, 1994)
  21. Жертва любви (Реж. Джерри Лондон, США, 1991)
  22. Просчет во времени (Реж. Николас Роуг, Германия, 1980)
  23. Странные родственники (Реж. Грег Гленн, США, 2006)
  24. Целитель Адамс (Реж. Том Шедьяк, США, 1999)
  25. Готика (Реж. Матье Кассовиц, США, 2003)
  26. Мрачное время (Реж. Пол Фокс, Канада, 2005)
  27. Фрейд (Реж. Мойра Армстронг, Великобритания, 1984)
  28. Завороженный (Реж. Альфред Хичкок, США, 1945)
  29. Что нового, Киска? (Реж. Клив Доннер, Ричард Талмадж, США-Франция, 1965)
  30. Антихрист (Реж. Ларс фон Триер, Германия-Дания-Швеция-Франция-Италия-Польша, 2009)

Фильмы о психологическом или психиатрическом лечении

  1. Полет над гнездом кукушки (Реж. Милош Форман, США, 1975)
  2. Прерванная жизнь (Реж. Джеймс Мэнгоулд, США, 1999)
  3. В трезвом уме и твердой памяти / Чистый и трезвый/ (Реж. Гленн Гордон Кэрон, США, 1988)
  4. 28 дней (Реж. Бетти Томас, США, 2000)
  5. Ножницы (Реж. Фрэнк де Фелита, США, 1991)
  6. Эрос (Реж. Вонг Карвай, Стивен Содерберг, Микеланджело Антониони, Франция-США-Великобритания, 2004)
  7. Безумство (Реж. Дэвид МакКензи, Великобритания-Ирландия, 2005)
  8. Мистер Джонс (Реж. Майк Фиггис, США, 1993)
  9. Доверься мужчине (Реж. Барт Фрейндлих, США, 2005)
  10. Дон Жуан де Марко (Реж. Джереми Ливен, США, 1995)
  11. Неотразимая Марта (Реж. Сандра Неттельбек, Австрия-Германия-Италия-Швейцария, 2001)
  12. Дорога на Веллвил (Реж. Алан Паркер, США, 2004)
  13. Босиком по мостовой (Реж. Тиль Швайгер, Германия, 2005)
  14. Чужая ошибка (Реж. Карло Вердоне, Италия, 2003)
  15. Опиум: Дневник сумасшедшей (Реж. Янош Сас, Германия-США-Вергрия, 2007))
  16. Я киборг, но это нормально (Реж.Пак Чхан-ук, Южная Корея, 2006)
  17. Лечение (сериал) (Реж. Родриго Гарсия, Пэрис Барклай, Мелани Мейрон, Крис Мисиано, Райан Флек, США, 2008-2009)

Фильмы о психопатологии

  1. Игры разума /Выдающийся ум/ (Реж. Рон Ховард, США, 2001)
  2. Человек дождя (Реж. Бэрри Левинсон, США, 1988)
  3. Рука, качающая колыбель (Реж. Куртис Хэнсон, США, 1992)
  4. Бойцовский клуб (Реж. Дэвид Финчер, США, 1999)
  5. Король-рыбак (Реж. Терри Гиллиам, США, 1991)
  6. Грязная, грязная любовь (Реж. Адриан Шерголд, Великобритания, 2004)
  7. Пианистка (Реж. Михаэль Ханеке, Франция — Австрия, 2001)
  8. Секретарша (Реж. Стивен Шейнберг, США, 2002)
  9. Романс Х (Реж. Катрин Брейя, Франция, 1999)
  10. Идиоты (Реж. Ларс фон Триер, Дания, 1998)
  11. Плюшевый синдром (Реж. Венсан Де Брю, Франция, 2005)
  12. Дровосек (Реж. Николь Кассель, США, 2004)
  13. Доказательство (Реж. Джон Мэдден, США, 2005)
  14. Молчание ягнят (Реж. Джонатан Демми, США, 1991)
  15. Заводной апельсин (Реж. Стэнли Кубрик, США, 1971)
  16. Основной инстинкт (Реж. Пауль Верхувен, США, 1992)
  17. Кровь с молоком (Реж. Адам Бернстайн, США, 1997)
  18. Киска с двумя головами (Реж. Жак Ноло, Франция, 2002)
  19. Далекие голоса, застывшие жизни (Реж. Теренс Дэвис, Великобритания, 1988)
  20. Любит, не любит (Реж. Лецития Коломбани, Франция, 2002)
  21. Автокатастрофа (Реж. Дэвид Кроненберг, США, Канада-Франция-Великобритания,1996)
  22. Лучше не бывает (Реж. Джеймс Л. Брукс, США, 1997)
  23. День восьмой (Реж. Жако Ван Дормель, Бельгия-Франция, 1996)
  24. Дьяволы (Реж. Кристоф Ружжиа, Франция, 2002)
  25. Птаха (Реж. Алан Паркер, США, 1984)
  26. Цыпочки (Реж. Азия Арджетно, США-Великобритания, 2005)
  27. Отвращение (Реж. Роман Полански, Великобритания, 1965)
  28. Ущерб (Реж. Луи Маль, Великобритания-Франция, 1992)
  29. Одержимость (Реж. Энн Тернер, Австралия, 2006)
  30. Голоса (Реж. Ден МакКормэк, США, 2000)
  31. Трансамерика (Реж. Дункан Такер, США, 2006)
  32. Рэй (Реж. Тэйлор Хакфорд, США, 2004)
  33. Авиатор (Реж. Мартин Скорсезе, США-Япония-Германия, 2004)
  34. Кактус (Реж. Жерар Бито, Франция, 2005)
  35. Страна приливов (Реж. Терри Гилльям, США-Канада, 2006)
  36. Сестричка Бэтти (Реж. Нил ЛаБьют, США-Германия, 2000)
  37. Дура (Реж. Максим Коростышевский, Россия, 2004)
  38. Я-Дина (Реж. Оле Борнедаль, Франция-Германия-Норвегия-Швеция-Дания, 2002)
  39. Лабиринт Фавна (Реж. Гильермо дель Торо, Испания-Мексика-США, 2006)
  40. Висячие сады (Реж. Том Фиджеральт, Канада,2005)
  41. Маленькие дети (Реж. Тодд Филд, США, 2006)
  42. Тишина (Реж. Джейми Бэббит, США, 2006)
  43. Керель (Реж. Вернер Фассбиндер, Западная Германия-Франция,1982)
  44. В руках Бога (Реж. Лодж Керриган, США, 2004)
  45. Безумие (Реж. Ян Шванкмайер, Чехия, 2005)
  46. Паук (Реж. Дэвид Кроненберг, Франция — Канада — Великобритания, 2002)
  47. Дикий мессия (Реж. Марио Адзопарди, Канада, 2002)
  48. Персонаж (Реж. Марк Форстер, США, 2006)
  49. Синдром Стендаля (Реж. Дарио Ардженто, Италия, 1996)
  50. Ангелы вселенной (Реж. Фридрик Тор Фридрикссон, Исландия, 2000)
  51. Мертвая мама (Реж. Жуанма Бахо Уллоа, Испания, 1993)
  52. Слова убийцы (Реж. Лаура Манья, Испания, 2003)
  53. Загадочная кожа (Реж. Грегг Араки, США-Нидерланды, 2004)
  54. Реквием по мечте (Реж. Даррен Аронофски, США, 2000)
  55. Снежный пирог (Реж. Марк Эванс, Канада-Великобритания, 2006)
  56. Сияние (Реж. Стэнли Кубрик, США-Великобритания, 1980)
  57. Закрытые пространства (Реж. Игорь Ворксла, Россия, 2008)
  58. Влюбленный Тома (Реж. Пьер-Поль Рендер, Франция-Бельгия, 2000)
  59. Эквус (Реж. Сидни Люмет, США-Великобритания, 1977)
  60. Пи (Реж. Даррен Аронофски, США, 1997)
  61. Я — Сэм (Реж. Джесси Нельсон, США, 2001)

Психологические фильмы

  1. Б. Бертолуччи: «Последнее танго в Париже», «Расколотое небо», «Ускользающая красота», «Мечтатели»
  2. П. Пазолини: «Арабские сказки», «Сало или 120 дней Содома», «Декамерон»
  3. Ф. Феллини: «Город женщин», «Джульетта и духи», «Сатирикон»
  4. Д. Джармен: «Витгенштейн», «Караваджо»
  5. С. Гинсбур: «Шарлота навсегда», «Я тебя больше не люблю»
  6. А. Ходоровский: «Святая кровь», «Священная гора»
  7. К. Рассел: «Измененные состояния», «Малер», «Любители музыки», «Мартину»
  8. Х. Медем: «Земля», «Красная белка», «Беспокойная Анна»
  9. К. Кислевский: «Три цвета»
  10. Дж. Кемпион: «Пианино», «Священный дым»
  11. Л. Бунюэль: «Дневная красавица», «Этот смутный объект желания»
  12. Д. ДеВито: «Война Роузов»
  13. К. Розенберг: «Полусвет»
  14. Н. Шьямалан: «Таинственный лес»
  15. А. Аменабар: «Море внутри»
  16. Р. Миллер: «Баллада о Джеки и Роуз»
  17. С. Кубрик: «С широко закрытыми глазами»
  18. Ш. Ауэрбах: «Дорогой Франки»
  19. В. Уорд: «Куда приводят мечты»
  20. А. Корно «Страх и трепет»
  21. П. Стеттнер«Бизнес незнакомцев»
  22. Й. Хеден «Ожидание в Нью-Йорке»
  23. Кен Квапис «Сексуальная жизнь»
  24. Эдвард Блум «Сцены сексуального характера»
  25. София Коппола «Девственницы-самоубийцы»
  26. Ричард Кертис «Реальная любовь»
  27. Оскар Релер «Элементарные частицы»

Источник

Обсудить фильмы на Социофоруме

Взрослые дети и их родители

Взрослые дети и их родители

Какие у Вас отношения с родителями? Вы все время ругаетесь, конфликтуете, доказываете свою точку зрения, или сохраняете спокойствие и нейтралитет, но не более определенного времени. Возможно, наоборот, вы друзья не разлей вода, и плохо представляете свою жизнь без них, потому что мама это лучшая подруга, которая всегда выслушает и поймет, а отец лучший друг, с которым всегда есть, что обсудить, и не одно важное решение в своей жизни Вы не принимаете, не посоветовавшись с родителями. Вероятно, по ответу на этот вопрос можно судить об уровне Вашей взрослости и независимости, о Вашем психологическом возрасте.

Какие у Вас отношения с Вашими взрослыми детьми? Вам кажется, что они слабы и беспомощны и без Вашей помощи не смогут существовать? Однако, помощь Ваша не ценится и Вам в очередной раз кажется, что Вас используют, и что самое обидное, не спросив Вашего разрешения и забыв по благодарить за оказанную услугу. Все чаще кажется, что Вы что-то упустили тогда, когда дети были детьми, чего-то не до дали, чему-то не научили. И Вы чувствуете свою ответственность, за то, что еще надо дать, сказать, научить… Но почему-то взрослые дети все чаще и чаще демонстрируют свое неуважение, все выше и выше выстраивая забор, не позволяющий Вам влиять на их жизнь, такую неправильную. Возможно, наоборот, Вы так мало видите и слышите своих взрослых детей, что порой начинает казаться, что они Вас не любят, совсем забыли, не уважают. Вы чувствуете одиночество, обиду, и где-то глубоко в душе опять это чувство вины, за то, что не правильно воспитал, чего-то не до дал, упустил. Вероятно, по ответу на это вопрос можно сказать насколько Вы созависимый человек, то есть человек, чья жизнь, эмоциональное спокойствие зависит от степени и успешности Вашего влияния на жизнь близких Вам людей, Ваших детей.

Детско-родительские отношения это уникальная система, которая имеет свое развитие во времени. В идеале эти отношения меняются от полной зависимости маленького новорожденного существа до полной независимости взрослого человека от своих родителей. Помните, как часто в сказках молодой человек уходит из дома в поисках счастья? В общем, это некоторая иллюстрация того, как человек, становясь взрослым, может существовать отдельно от родителей даже в самых сложных условиях. В нашей стране «квартирный вопрос всех испортил», молодые люди не имеют возможности территориального отделения от родителей, и, довольно длительный период времени, оказываются зависимы от родителей не только в эмоциональном плане, но и в финансовом.
Однажды на одном психологическом семинаре мы выполняли упражнение в парах. Надо было нарисовать генеалогическое древо своих родственников и родственников мужа, написать каждому девиз и болезни, которыми болеет или болел (упражнение на выявление причин психосоматических заболеваний). Каково же было мое удивление, когда девушка, работающая со мной в паре, показала мне результат своих трудов. С одной стороны были родственники мужа, у них был девиз «Мы самые лучшие, вперед к победе» — они все жили отдельно друг от друга и четко соблюдали свои границы – никто из них ничем не болел. С другой стороны были родственники моей напарницы, они жили большой семьей на одной площади, все друг другу помогали и были зависимы друг от друга. Мать и тетка, моей напарницы были своеобразными центрами каждая своей семьи — «кулак» — назвала маму моя напарница и перечислила список болезней, которыми она болела: астма, сахарный диабет и другие… Тогда я подумала, что отстаивая свое право на самостоятельную жизнь, не зависимую от старших родственников и детей, выстраивая свои границы территориальные и психологические, научаясь быть эмоционально независимыми от своих детей, родителей и прародителей, мы ведем более здоровый образ жизни, как психологически, так и физиологически, так как одно зависит от другого.

Мы впервые общались на психологическом форуме. Она жаловалась, что дочь не хочет учиться и все советы, которые ей давали прежде – дать ребенку свободный выбор – не привели не к чему хорошему. Дочь все равно плохо учится, провалила экзамен. Много гуляет с мальчиками, грубит, врет, не слушается. А когда они уехали на три дня из дома, она пыталась пригласить домой мальчика! В маминых словах чувствуется много горя и страха, от того что дочь не соответствует Ее ожиданиям и пониманию того как должна вести себя девушка.

Форумная общественность, узнав, что дочери 19 лет, очень агрессивно стала обвинять Ее в том, что Она не дает жить свободно дочери и мешает ее личной жизни. Такие заявления только рождали в Ней бурю возмущения, так как Она и так дала дочери очень много свободы и вероятно, сейчас пожинает плоды этой свободы. Вывод Она делает только один – больше контролировать дочь, больше решений принимать за нее, больше заставлять учиться.Наше с ней общение началось с того, что мы поговорили о том страхе и ужасе за будущее ее дочери, который живет в каждой матери. О том, что очень тяжело, когда ребенок не соответствует твоим ожиданиям. О том, как страшно чувствовать свою беспомощность во влиянии на судьбу ребенка. Для меня было очень важно, что Она готова что-то делать, что-то менять, чтобы изменить ситуацию и помочь своей уже почти взрослой дочери.

Много бесед подряд мы разговариваем с Ней о том, что чтобы человек стал самостоятельным ему надо совершать самостоятельные поступки, ошибаться, пробовать заново и нести ответственность за свои решения. Встреча за встречей мы обсуждаем передачу ответственности за свою жизнь и судьбу самой девочке. Я говорю, что с точки зрения созревания личности, намного полезней, если сейчас она ошибется (не сможет получить образование), а потом сама столкнется с последствиями своей ошибки и сама исправит ее – получит образование позже, когда созреет для этого. Я говорю о том, что если человека принудить делать то, что он не хочет, он, прежде всего, узнает, что его можно заставить (то есть сломать), что его желания не ценны, что он не имеет право делать то, что нравится ему самому. Будет ли счастлив такой человек? Сомневаюсь. Много ли он добьется в жизни? Только того к чему его будут толкать с невероятными усилиями, так как он, совершенно логично будет сопротивляться.

Встреча за встречей мы обсуждаем передачу ответственности дочери за ее учебу, за то, каких людей она выбирает для общения, за то, что ест и как выглядит. Это очень не просто, и мы говорим о том, что Она очень переживает за дочь, о том, что очень хочет помочь ей, о том, что чувствует себя виноватой, что вовремя что-то не сказала, чему-то не научила. О своем бессилии от того, что хочет для дочери только самого лучшего, и каждый раз с ужасом сталкивается с границей своих возможностей – ну не может Она прожить жизнь за дочь и заставить жить дочь так, как Ей хочется.

Это далеко не единственный случай в моей практике, когда в районе 20-ти летнего возраста «детей», проблемы и конфликты с родителями становятся более очевидны, чем прежде. Скорее всего, это характерно для определенного типа взаимоотношений дети-родители, когда ребенок в подростковом возрасте не отстоял право принятия собственного решения, не отделился от родителей в силу каких-то причин. Возможно, в силу того, что родители психологически сильнее и просто не позволили подростку начать какую-то самостоятельную жизнь, принимать ряд решений, касающийся исключительно его личной жизни. К 20-ти годам в таком случае этот кризис как бы созревает повторно, в силу развития его социальных навыков, уменьшения потребности в финансировании (так как есть возможность зарабатывать самостоятельно), личностного развития, требующего большей свободы в принятии решения и не переносящего регулярных вторжений во внутренний мир в личную жизнь.

Обычно, для родителей зависимый «ребенок» является некоторой эмоциональной подпиткой. Ведь тогда они становятся более значимы и нужными. Тогда у них на долгие годы есть задача в жизни – помогать детям. Задача, на самом деле опасная, так как дети зачастую хотят жить сами и не любят, когда лезут в их дела, так как дети плохо видят в этой помощи помощь, так как родители ребенком вообще плохо воспринимаются как помощники, которых надо благодарить за услугу. Согласитесь странно, что мать, которая помогала есть, помогала одеваться, помогала учиться, помогала просто потому, что она мать и это ее основная функция, вдруг начинает обижаться за то, что ей не сказали спасибо за то, что она приготовила ужин. В общем, не то что бы я неблагодарная дочь, но я даже плохо замечаю, когда мне помогают родители. Наверное, вопрос помощи, вообще, достоин отдельной темы для рассмотрения, на моем опыте люди больше и дольше помнят, когда помогают сами, чем когда помогают им.

Опасность этой задачи еще в том, что на себя энергия тратится все меньше и меньше, и соответственно ощущение жертвы растет с каждым днем, а ресурсы с каждым днем кончаются.

Ей был уже 21 год, когда она вдруг осознала, что родители больше не могут оказать ей психологической поддержки, что они, несмотря на всю их взаимную любовь, далеки от нее. Не понимают, что она хочет сказать. Не хотят ее лишний раз выслушать. И в страхе, что она ошибется где-то по жизни, как будто заранее недовольны Ею. Она вдруг почувствовала себя одной в этом мире, стало неприятно возвращаться домой, все дома, такое родное прежде, вдруг стало каким-то чужим и неприятным. Она пришла на психологический форум с вопросом, что со мной происходит?

Она жаловалась на игнорирование со стороны мамы, мама, вдруг перестала быть другом и сказала, решай свои проблемы сама. А ей так хотелось еще поплакаться ей и получить поддержку от нее. Но мама устала, у нее свои заботы и тратить энергию на выслушивания в очередной раз истории о том, как несчастна ее дочь, потому, что ее никто не любит, она явно не собиралась.

Интересно, что довольно часто родители взрослых детей сами начинают демонстрировать некоторое отделение: отказывают в эмоциональной и финансовой поддержке. Родитель как бы говорит, «я больше не хочу вкладывать в тебя, я устал, может я успею сделать еще что-то для себя в этой жизни». В случае когда «ребенок» к этому не готов, он начинает испытывать некоторый дискомфорт, зачастую это переживается как отсутствие родительской любви. Это своеобразная тревога, а смогу ли я выжить без родителей. Вроде уже не ребенок, но еще очень не крепко стоит на ногах и мало уверенности в собственных силах.

ОН был уже взрослым мальчиком, заканчивал институт, но родители его постоянно были им не довольны: ничего не умеешь делать, не сможешь заработать денег, куда ты годишься, как ты будешь жить, ведь ты совсем не приспособлен к жизни. И все из-за того, что он не умеет, как отец все делать руками, и выбрал совсем не «ручную» профессию историка. Он ужасно страдал, так как ощущение неудачника медленно, но верно проникало внутрь его, и ему все сложнее и сложнее было с эти бороться.

Родителям сложно контролировать свою тревогу за будущее детей. Успешность детей присваивается родителями как своя успешность и соответственно неуспешность как свои промахи. Если уже взрослый ребенок не соответствует ожиданиям родителей, у них повышается тревога, все их надежды опереться на ребенка в старости растворяются, и первый кого хочется обвинить в этом это свой же ребенок. Свое беспокойство родители часто выражают через своеобразный террор. Они опираются на иллюзию, что если ребенку указать на все его ошибки, он сможет исправится. Реальность же заключается в том, что человеку свойственно ошибаться и исправить все ошибки не возможно, важно понимать, почему ты делаешь то или другое, что движет тобой. А гнет родительского террора создает ощущение слабости и не способность самостоятельно стоять на ногах и принимать собственные решения.

Отношения с родителями – это отношения длиною в жизнь. Даже после смерти родителей, наши отношения с ними влияют на нас. Наши родители это первые люди, с которыми мы общаемся, и на первом жизненном этапе они составляют для нас весь мир. Именно по этому, все наши дальнейшие отношения с миром мы бессознательно рассматриваем через призму отношений с родителями. Одна из задач, которую я ставлю перед собой и своими клиентами – это осознавать где и как мы поступаем в силу своего детского неосознанного опыта общения с родителями. Мы выбираем партнера по жизни, опираясь на этот опыт, мы зачастую ищем фигуру родителя в партнере или в учителе, но задача нашей психики стать самим для себя отцом и матерью, чтобы твердо стоять на ногах и не находиться в зависимости от отношений с другими людьми.

Автор — Смирнова Анна

Какие у Вас отношения с родителями? Вы все время ругаетесь, конфликтуете, доказываете свою точку зрения, или сохраняете спокойствие и нейтралитет, но не более определенного времени. Возможно, наоборот, вы друзья не разлей вода, и плохо представляете свою жизнь без них, потому что мама это лучшая подруга, которая всегда выслушает и поймет, а отец лучший друг, с которым всегда есть, что обсудить, и не одно важное решение в своей жизни Вы не принимаете, не посоветовавшись с родителями. Вероятно, по ответу на этот вопрос можно судить об уровне Вашей взрослости и независимости, о Вашем психологическом возрасте.
Какие у Вас отношения с Вашими взрослыми детьми? Вам кажется, что они слабы и беспомощны и без Вашей помощи не смогут существовать? Однако, помощь Ваша не ценится и Вам в очередной раз кажется, что Вас используют, и что самое обидное, не спросив Вашего разрешения и забыв по благодарить за оказанную услугу. Все чаще кажется, что Вы что-то упустили тогда, когда дети были детьми, чего-то не до дали, чему-то не научили. И Вы чувствуете свою ответственность, за то, что еще надо дать, сказать, научить… Но почему-то взрослые дети все чаще и чаще демонстрируют свое неуважение, все выше и выше выстраивая забор, не позволяющий Вам влиять на их жизнь, такую неправильную. Возможно, наоборот, Вы так мало видите и слышите своих взрослых детей, что порой начинает казаться, что они Вас не любят, совсем забыли, не уважают. Вы чувствуете одиночество, обиду, и где-то глубоко в душе опять это чувство вины, за то, что не правильно воспитал, чего-то не до дал, упустил. Вероятно, по ответу на это вопрос можно сказать насколько Вы созависимый человек, то есть человек, чья жизнь, эмоциональное спокойствие зависит от степени и успешности Вашего влияния на жизнь близких Вам людей, Ваших детей.
Детско-родительские отношения это уникальная система, которая имеет свое развитие во времени. В идеале эти отношения меняются от полной зависимости маленького новорожденного существа до полной независимости взрослого человека от своих родителей. Помните, как часто в сказках молодой человек уходит из дома в поисках счастья? В общем, это некоторая иллюстрация того, как человек, становясь взрослым, может существовать отдельно от родителей даже в самых сложных условиях. В нашей стране «квартирный вопрос всех испортил», молодые люди не имеют возможности территориального отделения от родителей, и, довольно длительный период времени, оказываются зависимы от родителей не только в эмоциональном плане, но и в финансовом.
Однажды на одном психологическом семинаре мы выполняли упражнение в парах. Надо было нарисовать генеалогическое древо своих родственников и родственников мужа, написать каждому девиз и болезни, которыми болеет или болел (упражнение на выявление причин психосоматических заболеваний). Каково же было мое удивление, когда девушка, работающая со мной в паре, показала мне результат своих трудов. С одной стороны были родственники мужа, у них был девиз «Мы самые лучшие, вперед к победе» — они все жили отдельно друг от друга и четко соблюдали свои границы – никто из них ничем не болел. С другой стороны были родственники моей напарницы, они жили большой семьей на одной площади, все друг другу помогали и были зависимы друг от друга. Мать и тетка, моей напарницы были своеобразными центрами каждая своей семьи — «кулак» — назвала маму моя напарница и перечислила список болезней, которыми она болела: астма, сахарный диабет и другие… Тогда я подумала, что отстаивая свое право на самостоятельную жизнь, не зависимую от старших родственников и детей, выстраивая свои границы территориальные и психологические, научаясь быть эмоционально независимыми от своих детей, родителей и прародителей, мы ведем более здоровый образ жизни, как психологически, так и физиологически, так как одно зависит от другого.
Мы впервые общались на Психологическом форуме. Она жаловалась, что дочь не хочет учиться и все советы, которые ей давали прежде – дать ребенку свободный выбор – не привели не к чему хорошему. Дочь все равно плохо учится, провалила экзамен. Много гуляет с мальчиками, грубит, врет, не слушается. А когда они уехали на три дня из дома, она пыталась пригласить домой мальчика! В маминых словах чувствуется много горя и страха, от того что дочь не соответствует Ее ожиданиям и пониманию того как должна вести себя девушка.
Форумная общественность, узнав, что дочери 19 лет, очень агрессивно стала обвинять Ее в том, что Она не дает жить свободно дочери и мешает ее личной жизни. Такие заявления только рождали в Ней бурю возмущения, так как Она и так дала дочери очень много свободы и вероятно, сейчас пожинает плоды этой свободы. Вывод Она делает только один – больше контролировать дочь, больше решений принимать за нее, больше заставлять учиться.Наше с ней общение началось с того, что мы поговорили о том страхе и ужасе за будущее ее дочери, который живет в каждой матери. О том, что очень тяжело, когда ребенок не соответствует твоим ожиданиям. О том, как страшно чувствовать свою беспомощность во влиянии на судьбу ребенка. Для меня было очень важно, что Она готова что-то делать, что-то менять, чтобы изменить ситуацию и помочь своей уже почти взрослой дочери.
Много бесед подряд мы разговариваем с Ней о том, что чтобы человек стал самостоятельным ему надо совершать самостоятельные поступки, ошибаться, пробовать заново и нести ответственность за свои решения. Встреча за встречей мы обсуждаем передачу ответственности за свою жизнь и судьбу самой девочке. Я говорю, что с точки зрения созревания личности, намного полезней, если сейчас она ошибется (не сможет получить образование), а потом сама столкнется с последствиями своей ошибки и сама исправит ее – получит образование позже, когда созреет для этого. Я говорю о том, что если человека принудить делать то, что он не хочет, он, прежде всего, узнает, что его можно заставить (то есть сломать), что его желания не ценны, что он не имеет право делать то, что нравится ему самому. Будет ли счастлив такой человек? Сомневаюсь. Много ли он добьется в жизни? Только того к чему его будут толкать с невероятными усилиями, так как он, совершенно логично будет сопротивляться.
Встреча за встречей мы обсуждаем передачу ответственности дочери за ее учебу, за то, каких людей она выбирает для общения, за то, что ест и как выглядит. Это очень не просто, и мы говорим о том, что Она очень переживает за дочь, о том, что очень хочет помочь ей, о том, что чувствует себя виноватой, что вовремя что-то не сказала, чему-то не научила. О своем бессилии от того, что хочет для дочери только самого лучшего, и каждый раз с ужасом сталкивается с границей своих возможностей – ну не может Она прожить жизнь за дочь и заставить жить дочь так, как Ей хочется.
Это далеко не единственный случай в моей практике, когда в районе 20-ти летнего возраста «детей», проблемы и конфликты с родителями становятся более очевидны, чем прежде. Скорее всего, это характерно для определенного типа взаимоотношений дети-родители, когда ребенок в подростковом возрасте не отстоял право принятия собственного решения, не отделился от родителей в силу каких-то причин. Возможно, в силу того, что родители психологически сильнее и просто не позволили подростку начать какую-то самостоятельную жизнь, принимать ряд решений, касающийся исключительно его личной жизни. К 20-ти годам в таком случае этот кризис как бы созревает повторно, в силу развития его социальных навыков, уменьшения потребности в финансировании (так как есть возможность зарабатывать самостоятельно), личностного развития, требующего большей свободы в принятии решения и не переносящего регулярных вторжений во внутренний мир в личную жизнь.
Обычно, для родителей зависимый «ребенок» является некоторой эмоциональной подпиткой. Ведь тогда они становятся более значимы и нужными. Тогда у них на долгие годы есть задача в жизни – помогать детям. Задача, на самом деле опасная, так как дети зачастую хотят жить сами и не любят, когда лезут в их дела, так как дети плохо видят в этой помощи помощь, так как родители ребенком вообще плохо воспринимаются как помощники, которых надо благодарить за услугу. Согласитесь странно, что мать, которая помогала есть, помогала одеваться, помогала учиться, помогала просто потому, что она мать и это ее основная функция, вдруг начинает обижаться за то, что ей не сказали спасибо за то, что она приготовила ужин. В общем, не то что бы я неблагодарная дочь, но я даже плохо замечаю, когда мне помогают родители. Наверное, вопрос помощи, вообще, достоин отдельной темы для рассмотрения, на моем опыте люди больше и дольше помнят, когда помогают сами, чем когда помогают им.
Опасность этой задачи еще в том, что на себя энергия тратится все меньше и меньше, и соответственно ощущение жертвы растет с каждым днем, а ресурсы с каждым днем кончаются.
Ей был уже 21 год, когда она вдруг осознала, что родители больше не могут оказать ей психологической поддержки, что они, несмотря на всю их взаимную любовь, далеки от нее. Не понимают, что она хочет сказать. Не хотят ее лишний раз выслушать. И в страхе, что она ошибется где-то по жизни, как будто заранее недовольны Ею. Она вдруг почувствовала себя одной в этом мире, стало неприятно возвращаться домой, все дома, такое родное прежде, вдруг стало каким-то чужим и неприятным. Она пришла на психологический форум с вопросом, что со мной происходит?
Она жаловалась на игнорирование со стороны мамы, мама, вдруг перестала быть другом и сказала, решай свои проблемы сама. А ей так хотелось еще поплакаться ей и получить поддержку от нее. Но мама устала, у нее свои заботы и тратить энергию на выслушивания в очередной раз истории о том, как несчастна ее дочь, потому, что ее никто не любит, она явно не собиралась.
Интересно, что довольно часто родители взрослых детей сами начинают демонстрировать некоторое отделение: отказывают в эмоциональной и финансовой поддержке. Родитель как бы говорит, «я больше не хочу вкладывать в тебя, я устал, может я успею сделать еще что-то для себя в этой жизни». В случае когда «ребенок» к этому не готов, он начинает испытывать некоторый дискомфорт, зачастую это переживается как отсутствие родительской любви. Это своеобразная тревога, а смогу ли я выжить без родителей. Вроде уже не ребенок, но еще очень не крепко стоит на ногах и мало уверенности в собственных силах.
ОН был уже взрослым мальчиком, заканчивал институт, но родители его постоянно были им не довольны: ничего не умеешь делать, не сможешь заработать денег, куда ты годишься, как ты будешь жить, ведь ты совсем не приспособлен к жизни. И все из-за того, что он не умеет, как отец все делать руками, и выбрал совсем не «ручную» профессию историка. Он ужасно страдал, так как ощущение неудачника медленно, но верно проникало внутрь его, и ему все сложнее и сложнее было с эти бороться.
Родителям сложно контролировать свою тревогу за будущее детей. Успешность детей присваивается родителями как своя успешность и соответственно неуспешность как свои промахи. Если уже взрослый ребенок не соответствует ожиданиям родителей, у них повышается тревога, все их надежды опереться на ребенка в старости растворяются, и первый кого хочется обвинить в этом это свой же ребенок. Свое беспокойство родители часто выражают через своеобразный террор. Они опираются на иллюзию, что если ребенку указать на все его ошибки, он сможет исправится. Реальность же заключается в том, что человеку свойственно ошибаться и исправить все ошибки не возможно, важно понимать, почему ты делаешь то или другое, что движет тобой. А гнет родительского террора создает ощущение слабости и не способность самостоятельно стоять на ногах и принимать собственные решения.
Отношения с родителями – это отношения длиною в жизнь. Даже после смерти родителей, наши отношения с ними влияют на нас. Наши родители это первые люди, с которыми мы общаемся, и на первом жизненном этапе они составляют для нас весь мир. Именно по этому, все наши дальнейшие отношения с миром мы бессознательно рассматриваем через призму отношений с родителями. Одна из задач, которую я ставлю перед собой и своими клиентами – это осознавать где и как мы поступаем в силу своего детского неосознанного опыта общения с родителями. Мы выбираем партнера по жизни, опираясь на этот опыт, мы зачастую ищем фигуру родителя в партнере или в учителе, но задача нашей психики стать самим для себя отцом и матерью, чтобы твердо стоять на ногах и не находиться в зависимости от отношений с другими людьми.