Месмер

Месмер

МесмерФранц-Антон Месмер (1734-1815) — доктор медицины Венского университета, автор теории «универсального флюида» и нового метода лечения, названного им магнетизмом. С его именем связано появление психотерапии как особой профессии, отличной и от официальной медицины, и от народного целительства.

Месмер родился в Ицнанге на Боденском озере, затем, для получения образования переехал в Вену. Здесь он становится доктором философии и теологии, изучает право, а затем, в 1766г. получает степень доктора медицины. Интересы Месмера чрезвычайно широки: он с увлечением следит за новейшими открытиями в области физики, химии и математики. Кроме того, в его доме проходят музыкальные вечера, где выступают со своими концертами Гайдн, Моцарт, Бетховен.

В 1774г Месмер знакомится с необычным методом лечения болезни — при помощи прикосновения магнитов к телу больного. Испробовав этот метод в своей врачебной практике и убедившись, к своему собственному удивлению, в его эффективности, Месмер пытается найти для него научное объяснение. Он вспоминает свою докторскую диссертацию, написанную им под влиянием изучения средневековых трактатов по астрологии о влиянии звезд и планет на жизнь человека, на его душу и тело. Месмер утверждал, что существует некая таинственная сила, которая пронизывает всю вселенную и воздействует на все физические тела — от галактик и планет до каждой клеточки человеческого тела. В своей диссертации он назвал эту таинственную силу «флюидом». Теперь он находит для нее более точное слово — он ее называет магнетизмом.

Месмер начинает активно использовать этот метод лечения в своей практике. Суть лечения состояла в том, что он при помощи магнитов перераспределяет магнетическую энергию в теле больного. Заболевание, по мнению Месмера, возникает в случае неправильного распределения этой энергии в теле человека, поэтому для исцеления от недуга ее необходимо гармонизировать. Однако довольно скоро Месмер был изгнан из своей родной страны, Австрии, за излишне смелые и «ненаучные» методы лечения. Он переезжает в Париж и находит признание при дворе Людовика ХVI-го. Здесь ему сопутствует успех, его учение становится чрезвычайно популярным и король предоставляет ему один из своих замков для лечения больных.

В это время Месмер делает еще одно удивительное открытие. Однажды его пригласили провести сеанс лечения к одной чрезвычайно знатной особе и вдруг, уже в ее доме, Месмер обнаружил, что оставил дома свои магниты. Объявить о своей забывчивости и отменить визит было крайне неловко и Месмер решил попробовать провести свой сеанс без магнитов. Лечение заключалось в том, что он проделывал пасы над телом пациента, держа в руках магниты — тем самым он гармонизировал энергию. В этот раз Месмер проделывал свои пасы без магнитов и… неожиданно для него самого, сеанс прошел успешно! Так Месмер пришел к выводу о том, что человек сам по себе обладает целительной силой. Кроме того, из книг средневековых врачевателей он знал о той немаловажной роли, которую играет вера, доверие к врачу и его методам лечения в выздоровлении больного.

Магнетические сеансы Месмера вошли в моду в среде парижской аристократии. Эти сеансы проходили в таинственной, мистической атмосфере и чем-то напоминали театральное действо. Месмер понимал, что его лечение во многом основано на вере и потому придавал большое значение созданию ритуала, магической церемонии во время сеанса.

Само помещение действовало на посетителей тревожно и возбуждающе. Окна его были затемнены занавесями, тяжелые ковры приглушали звук, символические звездные знаки и отражающие их зеркала притягивали внимание и будоражили воображение. В центре зала стоял «ушат здоровья» — большой чан с водой, вокруг которого, затаив дыхание, сидели пациенты, ожидая прихода своего целителя. Затем, по специальному сигналу, они образовывали «магнетическую цепь», касаясь кончиками пальцев каждый своего соседа. Наконец появлялся сам Месмер — в длинной фиолетовой мантии, с железным жезлом в руке, он шел от одного пациента к другому, совершая возле каждого из них таинственные манипуляции. Постепенно напряжение возрастало все больше и больше и наконец наступал «криз» — массовое выплескивание эмоций, напоминающее бешеную вакханалию. Одни, с закатанными глазами, катались по полу, другие пронзительно хохотали, кричали или плакали, третьи носились по залу в дикой пляске…

Месмер объяснял необходимость таких эмоциональных «выплесков» своей знаменитой теорией кризов. Он утверждал, что болезнь должна быть доведена до своего предела, лишь после этого она будет преодолена. Позже это открытие нашло свое отражение в психоаналитических теориях о необходимости отреагирования эмоций. Психоаналитик возвращает своего пациента в ту ситуацию (чаще всего — из его детства), когда им была получена травма (физическая или психологическая), послужившая причиной заболевания. После того, как пациент «даст волю своим чувствам», позволит себе выразить свои переживания по поводу этой ситуации, он способен справиться со своей болезнью.

Популярность Месмера возрастала с молниеносной быстротой. Парижское дворянство, придворные круги и королева Мария Антуанетта были в восторге от «божественного немца», каждый почитал за честь посетить его сеанс магнетического лечения. Когда Месмер появлялся на улице, вокруг него собирались толпы страждущих, желая прикоснуться к его одеждам и получить исцеление. Увы, столь бурный успех имел свою оборотную сторону: Месмер и его новый метод лечения стали предметом моды и светских сплетен. Скучающие вельможи стали заводить споры о магнетизме, о его пользе и возможном вреде, открытие Месмера начало обрастать самыми нелепыми слухами и небылицами и в конце концов, король Людовик XVI-тый, не терпящий никаких беспорядков и нарушения спокойствия, дал предписание Академии и Обществу врачей немедленно назначить комиссию для официального рассмотрения магнетизма. И вот, в 1784г, Академия Франции выносит свой приговор: магнетизма не существует, все яркие переживания пациентов вызваны исключительно силой воображения и потому крайне опасны. Ученые мужи не смогли признать существование целительной силы в самом человеке. Лишь спустя сто лет французский врач Шарко знакомит Академию с гипнозом и она наконец признает возможность непосредственного воздействия одного человека на другого. Спустя еще несколько десятилетий основатель психоанализа З. Фрейд пишет о существовании трансфера — перенесения психической энергии, которое происходит между врачом и пациентом.

Вклад Месмера в создание «фундамента» современной психотерапии трудно переоценить. Однако, после заключений Академии о возможных вредоносных последствиях магнетического лечения, его имя вскоре было предано забвению. Месмер вернулся на родину, к Боденскому озеру, где и провел остаток своих дней. Здесь он продолжал научные опыты и врачебную практику, сохраняя верность своему призванию. Лишь иногда рассказывал он своим немногочисленным друзьям о своей былой славе, от которой теперь не осталось и следа.

Автор — Светлана Маслова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *