ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНОСТИ (в процессах общения)
(англ. primacy effect)часто имеющее место в коммуникативных процессах явление, когда наибольшее влияние на формирование впечатления (напр., о человеке) оказывает информация, переданная в первую очередь.

Э. п. не сводится лишь к особенностям памяти и одноименному мнемическому эффекту (см. Позиционная кривая). Более ранняя информация создает установку (когнитивную схему), которая в дальнейшем выполняет роль фильтра: установка «усиливает» информацию, подтверждающую ее, и «ослабляет» информацию, которая противоречит ей.

Э. п. не является универсальным, в ряде случаев обнаруживается против. эффект, который называется «эффект недавности» (recency effect). Последний часто наблюдается в случае явно выраженной конфронтации альтернативных мнений и оценок (позиций), напр., в судебном процессе (особенно в ситуации, когда решение принимается сразу же после выслушивания сторон, но не после перерыва в несколько дней). (Б. М.)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *