Куда бедному клиенту податься?

Куда бедному клиенту податься?

Или что происходит на рынке психологических услуг…

С начала 90-х годов прошлого века к нам потоком хлынули книги и живые носители различных направлений психотерапии. Это был просто праздник для практических психологов. Все можно было попробовать, со всем познакомиться… Столько нового! Столько возможностей! Столько разных техник!

Оказывается, фобии можно снимать за 10 минут…

Оказывается, всю внутреннюю противоречивость, так свойственную русской душе, можно разложить по полочкам… Или, извиняюсь, рассадить по стульям… И это не будет шизофренией!

Оказывается, родители бывают не только внешними, но и внутренними…  И их можно воспитывать!

И мы все это впитывали и заглатывали. Пробовали и обсуждали. Отбрасывали или принимали.

Да, не закидает меня камнями нынешняя психологическая поросль, но в те времена наши отечественные психологи еще славились твердой методологической базой и здоровой критичностью в отношении различных технологических подходов. Психологи в то время еще были учеными, с хорошей научной подготовкой, с навыками проведения экспериментальных исследований… И мы еще долгое время держались на нашей методологии, нашем здравом смысле и нашей хорошей научной подготовке.

И вот печальный конец.

Три института гештальттерапии…

Три института, готовящих психоаналитиков…

Огромное количество программ по NLP (нейролингвистическое программирование – типично американский подход к психотерапии)…

И это только в Москве.

Ощущение такое, что понятие секонд хэнда необходимо сильно расширить!

Ну, не очень сейчас пользуется спросом в развитых странах психоанализ… В страны третьего мира его! Ах, им не до того? Голод? В Россию! Ей всегда до того.

Ну, переполнен рынок специалистами по NLP… На восток их! На восток!

И если профессиональные психологи еще пока выдерживают эту лавину технологических монстров (опять же методологическая база, философская подготовка и критичное отношение пока помогают), то любители купились. Не надо долго изучать разные направления, экспериментальные данные, проводить сравнительные исследования эффективности подходов… Можно получить сертификат гештальттерапевта или психоаналитика. Меньшими усилиями. И гораздо быстрее. И не беда, что на западе для этого всегда требовалось наличие именно психологического образования (не говоря уж о прохождении сотен часов личной психотерапии и сотен часов работы с супервизором)… У нас в России этого не требуется. Иногда вообще никакого образования не требуется.

Что же мы имеем на сегодняшний день?

Во-первых, мы имеем массу псевдо-обученных психотерапевтов, которые умеют все делать по технологии, в то время как конечный результат, по-прежнему, остается «в руках Божьих». Они уже в детских садах, школах, консультативных центрах и на фирмах. Само собой, достаточно здоровому ребенку, взрослому или коллективу они повредить не могут. Но они не могут помочь тем, кто реально нуждается в помощи профессионала.

Во-вторых, в настоящее время в отечественных около-психологических кругах сложилось весьма странное представление о практическом психологе. Это, прежде всего, человек, четко придерживающийся определенного западного направления психотерапии. В противном случае, он не имеет права называть себя практическим психологом. Когда меня во время регистрации в качестве участника конференции по психотерапии спрашивают, к какому направлению я принадлежу, организаторы имеют в виду только и исключительно западные направления психологической работы. Мой стандартный для московского психолога ответ, что я принадлежу к культурно-исторической школе Л.С.Выготского, повергает их в ступор. Единственный выход из него, который им оказывается доступен, причислить меня к какой-нибудь секции на основании предмета исследований, которым я занимаюсь. Это примерно так же как уравнять DJ-я на радио и физика-теоретика, занимающегося проблемами радиосвязи. А одна дама-психотерапевт так прямо заявила мне: «Как же мы можем проверить правильно ли вы консультируете человека, если вы не относитесь ни к одной из западных школ?» А то, что все западные школы возникали из несогласия с предыдущими исследователями, это ее ничуть не беспокоит.

То есть, в современном представлении отечественная психология не в состоянии встать в один ряд с западными психотерапевтическими направлениями. И это несмотря на то, что западным направлениям у нас можно обучиться только по весьма неярким образцам.

Таково сложившееся на сегодняшний день положение.

Еще недавно мы имели свои психологические школы, но, кажется, это почти уже в прошлом… Большинство современных психологов знакомы только с западными образцами и совершенно не способны мыслить научными психологическими категориями. Я вовсе не утверждаю, что западные направления психотерапии не работают! Работают. Но у них есть свои ограничения, как в любом методе. Их необходимо знать и понимать. Это понимание и дает профессиональная психологическая подготовка.

И особенно сейчас в эпоху неконтролируемого развития интернет-коммуникаций и социальных сетей мне кажется, что крайне необходимо восстанавливать единое научное психологическое пространство, где любой человек мог бы получить четкое представление о том, что является признанным всеми психологическим законом, что – удачно работающей техникой, а что, извините, просто нестерпимым желанием поделиться своими гениальными размышлениями на психологические темы.

Автор – Котон Ирина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *