Лечебная физкультура глазами психолога

Лечебная физкультура глазами психолога

Лечебная физкультура… Как часто дети с двигательными нарушениями слышат это словосочетание! У некоторых из них этот метод вызывает положительное отношение, поскольку помог им овладеть полезными навыками, почувствовать себя более самостоятельными и независимыми, изменить жизнь к лучшему. Другими детьми лечебная физкультура воспринимается как бесполезное и нудное занятие, которое сопровождается периодическими конфликтами с родственниками и другими негативными переживаниями. Нередко родители обеспокоены тем, что ребенка очень трудно заставить заниматься гимнастикой, он либо ленится, ища любой предлог отложить это мероприятие «на потом», либо активно сопротивляется – плачет, злится, обесценивает заботу близких и так далее. На вопрос, почему для кого-то лечебная физкультура – спасение, а для кого-то наказание, однозначно ответить сложно. Понимание этой проблемы  возможно при использовании комплексного подхода, заключающегося в рассмотрении опыта различных специалистов. Мне, как психологу, работающему с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, важно определить психологические составляющие лечебной физкультуры и их влияние на эмоциональное состояние детей и их развитие. Я начала  разбираться в причинах того или иного отношения ребят к лечебной гимнастике, беседовала с ними и их родителями, посещала занятия ЛФК, изучала необходимую литературу. В результате возникло желание поделиться своим мнением по поводу существующей проблемы, а также обозначить возможные пути ее решения .

В отличие от других методов, отводящих пациенту пассивную роль в процессе лечения, лечебная физкультура помогает ребенку решить важные психологические задачи, необходимые для его полноценного развития:

—  научиться чувствовать собственное тело, определять его реакции на различные воздействия внешней и внутренней среды и отвечать на них адекватным способом;

— увеличить возможности для спонтанного проявления двигательной активности и удовлетворения связанных с ней потребностей.

— научиться приспосабливаться к имеющимся физическим ограничениям с целью уменьшения их негативного влияния на процесс и результат выполняемых действий;

— развить чувство ответственности за свое здоровье.

Вместе с тем, эффективному достижению поставленных задач в ряде случаев препятствуют некоторые обстоятельства, совокупность которых, как правило, формирует отрицательное отношение детей к лечебной гимнастике. Помимо специфических личностных качеств, характерных для детей и подростков, имеющих нарушения двигательных функций, можно выделить внешние психологические факторы, снижающие мотивацию к занятиям:

— Чрезмерная фиксация внимания взрослых на необходимости выполнения физических упражнений, выражающая непринятие особенностей ребенка;

— Отсутствие быстрого положительного результата лечебной физкультуры;

— Трудности включения приобретенных с помощью физкультуры навыков в повседневную жизнь, как правило, обусловленные сложившейся социальной ситуацией;

— Недостаточность положительных эмоциональных переживаний в сочетании с возможным наличием болевых и других дискомфортных ощущений в процессе занятий.

Следует отметить, что перечисленные факторы не отражают недостатки лечебной физкультуры, как метода лечения, а являются следствием не вполне корректного определения задач, которые она призвана решать и неудачно продуманной организации этого важного процесса с психологической точки зрения. Не претендуя на стопроцентную истинность своих взглядов, попробую предложить вниманию родителей несколько рекомендаций, выполнение которых может способствовать возрастанию достоинств лечебной физкультуры и снижению ее «побочных» сторон в глазах ребенка. Возможно, эти рекомендации также будут полезны врачам ЛФК, психологам, логопедам, а также другим специалистам, так или иначе принимающим участие в реабилитации данной категории детей.

Несколько слов о важности принятия.  Сегодня существует большое количество психологической литературы, в которой рассказывается о роли безусловного принятия для полноценного развития ребенка. Если рассматривать это понятие дословно, то оно означает принятие ребенка таким, какой он есть, без каких-либо условий, то есть в независимости от его характера, поступков, особенностей внешности, состояния здоровья,  симптомов заболевания. На первый взгляд, все достаточно просто, и может быть, кто-то из родителей, читая эти строки, справедливо заметит, что, кто же если не близкий человек способен принять и полюбить ребенка, несмотря на его особенности. Но в контексте нашего разговора принятие ребенка означает несколько больше, чем просто способность дарить ему свою любовь, хотя это тоже очень важно.  Принятие это еще своего рода разрешение ребенку быть другим, по-другому ходить, разговаривать, рассуждать и при этом ощущать себя понятым и любимым. Такое принятие ни в коем случае не отменяет лечение, однако позволяет родителям и детям по-иному формулировать его цели и задачи. Признание наличия у ребенка ограничений помогает обнаружить его возможности, а также найти силы для их совершенствования. Например, при принятии факта, что ребенок с гемипаретической формой ДЦП не может овладеть полным объемом движений в пораженной руке, представляется возможным уделить внимание развитию спектра доступных движений, обеспечивающих осуществление вспомогательной функции этой руки, что крайне важно для социальной адаптации. Соответственно, лечебная физкультура, должна максимально отвечать данным задачам. Безусловное принятие – очень сложный шаг, требующий от родителей много мудрости, терпения и душевных сил, но, вместе с тем, именно в нем содержится тот бесценный ресурс, который поможет ребенку развиваться и совершенствоваться.

Как мы рассмотрели, принятие особенностей ребенка способствует постановке адекватных целей лечебной гимнастики. Адекватность целей означает их доступность. К примеру, если ребенка постоянно настраивать на то, что заниматься нужно для того, чтобы «стать таким, как все», можно столкнуться с его недоверием и сопротивлением, поскольку в повседневной жизни он так или иначе встречается с информацией, дающей понять, что таким, «как все» он вряд ли когда-нибудь будет. Проконсультировавшись со специалистами, Вы сможете помочь ребенку определить реальную цель занятий физкультурой, например, добиться того, чтобы ходить на небольшие расстояния без тросточки или научиться застегивать пуговицы. Если эти цели  будут достигнуты, можно смело ставить другие, более сложные, если же что-то не получится — направить усилия на совершенствование других навыков, а через какое-то время вернуться к ранее поставленной цели. Такой подход может помочь ребенку адекватно относиться к своему здоровью, правильно соотносить свои желания и возможности, формулировать доступные цели и достигать их.

Предлагаю разобраться с результатом лечебной физкультуры.  Объективно принято считать, что он становится заметен не сразу, как правило, спустя несколько месяцев, а возможно и через несколько лет. Соответственно, и ребенка чаще ориентируют на различные преимущества занятий физкультурой в будущем, к примеру: «станешь заниматься – вырастешь сильным и энергичным». Вместе с тем, по мнению детских психологов, в сознании ребенка не существует будущего, как такового, он живет  настоящим, которое в значительной степени определяет его отношение к тому, что он делает. Поэтому вряд ли ребенок будет стремиться к деятельности, результат которой можно получить только по прошествии длительного времени. В связи с этим важно помочь ребенку увидеть положительный результат занятий физкультурой в настоящем или совсем недалеком будущем, даже если на Ваш взгляд это не самое главное. «Утренняя зарядка поможет тебе быть бодрым и веселым целый день»; «если ты будешь делать приседания, то сможешь тратить меньше времени на дорогу до школы и подольше поспать». Параллельно с этим полезно отмечать двигательные достижения ребенка и периодически связывать их  с лечебной физкультурой: «Я замечаю, что ты стал более ловким, мне кажется, тебе помогли упражнения с гантелями».

Возможно, постоянное нахождение практической пользы от занятий физкультурой, может показаться кому-то из родителей трудной и маловыполнимой  задачей. Соглашусь, что если быть честным с собой и с ребенком, не всегда можно обнаружить какие-то сдвиги, а тем более найти способ сказать о них. В таких случаях целесообразно обратить внимание на наличие у ребенка возможности использовать приобретенные умения в повседневной жизни. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. Ребенка заставляют долго и упорно заниматься на беговой дорожке, но при этом запрещают ему играть с ребятами в салочки во дворе. В такой ситуации у ребенка может возникнуть вполне адекватный вопрос: для чего тратить столько сил и времени на такие тренировки, если нет возможности использовать их результаты по назначению?  Кроме того, подобные запреты подавляют естественную двигательную активность ребенка, для стимуляции которой, собственно говоря, и предназначена вся система восстановительного лечения. Возрастание потребности в движении – важный показатель эффективности реабилитационных мероприятий. Родителям необходимо своевременно предлагать ребенку разнообразные варианты удовлетворения данной потребности. Например, если Вы не готовы отпустить ребенка бегать во двор, можно пригласить ребят в гости и дать им возможность порезвиться на мягком ковре, где вероятность получения травмы в результате неудачного падения будет сведена к минимуму. В естественных условиях ребенку будет намного легче обнаружить результаты своих стараний, а также начать воспринимать лечебную физкультуру как помощника в решении жизненно важных задач.

Перейдем к рассмотрению эмоциональной составляющей занятий лечебной физкультурой. Считаю важным подчеркнуть: ребенок должен заниматься для того, чтобы ему было лучше, а не ради того, чтобы не было хуже. Иногда, к сожалению, приходится слышать от родителей далеко не позитивные высказывания в адрес детей и подростков: «вот, не дай Бог, случится что-нибудь со мной, кому ты такой будешь нужен, работать над собой не хочешь, гимнастику не делаешь!…» Этим родителям следует помнить, что подобные мрачные перспективы активизируют у ребенка самые серьезные страхи: страх собственной смерти и страх потерять близкого человека, а заниматься из-за страха не только не эффективно, но и не безопасно для физического и психического здоровья. Также важно обозначить границы болевых ощущений в процессе занятий лечебной физкультурой. Не берусь спорить со специалистами, но мне кажется, что ребенок, выполняя те или упражнения не должен испытывать сильную боль. В вынужденной ситуации, когда добиться нужного результата без определенных болевых ощущений невозможно, например, восстановить подвижность сустава после снятия гипсовой повязки, целесообразно предупредить ребенка о том, что ему какое-то время будет больно. Это поможет принять данный факт и мобилизовать свои внутренние силы. Однако нужно следить за тем, чтобы такого рода занятия не приобрели форму хронического насилия, не приносящего ни облегчения ребенку, ни успокоения родителям. Специалистам зачастую сложно заранее определить, как отреагирует ребенок на предлагаемое упражнение, иногда им приходится пробовать, экспериментировать, проверять. В этой ситуации крайне важно прислушиваться к ощущениям ребенка, с пониманием и уважением относиться к его чувствам. Многие психологи полагают, что в любом ребенке, независимо от возраста и состояния здоровья, заложено природное стремление к жизни и саморазвитию. Благодаря такому стремлению, ребенок порой более тонко, чем знающий специалист чувствует, какое воздействие принесет ему пользу, а какое – нежелательные последствия. Поэтому, если ребенок жалуется на хронический дискомфорт при выполнении какого-то упражнения, родителям стоит задуматься и посоветоваться с врачом или методистом относительно замены данного упражнения другим. Вместе с устранением неприятных переживаний, в процесс занятий физкультурой полезно вносить как можно больше положительных эмоций. Этому помогут такие известные способы, как включение соревновательных элементов, использование ритмичной музыки и др. Чем чаще предлагаемые упражнения будут удовлетворять естественные потребности ребенка, тем с большим желанием и удовольствием он будет их выполнять. Например, помимо традиционных упражнений на координацию движений можно предложить ребенку встать на небольшое возвышение и не потерять равновесие, когда Вы в течение нескольких секунд не будете его поддерживать. Такое упражнение удовлетворит потребность в риске и острых ощущениях, а также научит ребенка доверять близким и самому себе. С ребятами, которым трудно выполнить нечто подобное можно ползать, преодолевая различные препятствия, рвать бумагу, делать «снежки», лепить из теста и пластилина и т.п. Кроме того, владея набором веселых и интересных упражнений, можно договориться с ребенком, попросить его сначала сделать то, что не очень нравится, а затем перейти к увлекательной части гимнастики, или наоборот. Искреннее отношение к ребенку, готовность его услышать и научиться у него уникальному жизненному опыту смогут сделать лечебную физкультуру эффективной даже в сложных и порой кажущихся безвыходными ситуациях.

Это практически все, чем я хотела поделиться с читателями этого журнала. В завершении хочется  выразить огромную признательность и благодарность родителям и всем специалистам, кто с оптимизмом борется за здоровье и благополучие детей с особенностями в развитии, пожелать им хорошего самочувствия, эмоционального тепла и крепких человеческих отношений, способных сделать каждого душевно богаче, мудрее и счастливее.

Автор — Полянская Наталья

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *