Измена

Измена

«Пусть непрочны домашние стены,

Пусть дорога уходит во тьму.

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому»

— поёт стихами Н.А. Заболоцкого герой Андрея Мягкова в любимом нами советском фильме  «Служебный роман». А что это такое – измена себе самому? Как она выглядит, и что чувствует человек, изменяющий самому себе? Для начала стоит разобраться, что такое «просто» измена. Заглянем в толковый словарь Ожегова С.И. и вот, что там увидим:

ИЗМЕНА

1. Предательство интересов родины, переход на сторону врага.

2. Нарушение верности кому-чему-н.

Верность же определяется как стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верный – это тот, что соответствует истине, правильный, точный (в 1 знач.).

Итак, получается, что измена – это нестабильность в отношениях, «шатание» чувств, отлынивание от обязанностей и не соответствие истине, неправильность. Поэтому измена – это плохо. Всё это, конечно, нехорошо, но вот чем конкретно плоха измена? Ну, и пусть, что всё неправильно в отношениях, что сходил кто-то разок налево, — кто ж из нас идеален! На поверхности всё это кажется действительно, не столь серьёзным. Но суть проблемы сродни айсбергу – весь груз ледяной массы находится под водой. «Нагруженность» такого явления как «измена» тоже имеет глубокие корни психологического характера.

Итак, человек изменил. Не важно, супругу/супруге, Родине, религиозным воззрениям. Он изменил свои взгляды, изменил какой-то устоявшийся порядок – либо внутри него, либо вокруг. А почему? Что за причины побудили его к такому поступку? Может, они неосознанны, и человек не задумывался над ними специально – сделал так, как хотел, и всё тут. Может, наоборот, заглушил в себе муки совести, и решился на измену, предварительно долго борясь с искушением, с самим собой.

Причины разнообразны. Но очевидно одно: так, как есть, его не устраивает. Не устраивает то, что он живет не в той стране, где хотелось бы; не исповедует ту религию, какую хотелось бы, а не ту, которую навязывает окружение; не устраивают  какие-то качества в любимом человеке. Поэтому человек что-то меняет – изменяет общепринятый порядок. И всё бы ничего, изменил – молодец, нашел в себе мужество, и поменял не устраивающий его уклад. Но на деле оказывается страшнее – изменил, а сам себя обманывает, что не изменял. Как бы несерьезно, просто, в виде исключения. Или, будучи противником происходящего, всё равно с ним мирится, при этом изменяет – как бы уходя в другой мир, который его устраивает. И тут начинается раздвоение.

Муж не любит жену, но остается ради детей. Отношения между ними, естественно, нелегки. Дети, видя такие взаимоотношения в семье, перенимают паттерн поведения, и привносят их уже в свою семью, если таковая состоится. Могли бы все быть счастливы – муж, живущий отдельно от нелюбимой жены, жена, дети, любящие своих родителей по отдельности. А так несчастными стали множество людей.

Или другой пример.

Человек хочет уехать, или съездил в другую страну. Свою он не любит. И при этом не предпринимает никаких попыток, чтобы сделать так, как ему нравится – переехать из своей страны в другую. Аргументируя свое проживание тем, что это-то его Родина, и он её никогда не предаст! С одной стороны он пышет  лжепатриотическими чувствами, с другой клянет всех в своих бедах: правительство, людей, в целом, «страну».

Как ясно проступает эта двойственность, когда смотришь на это со стороны!

Кстати, название психического заболевания шизофрения происходит от латинского «схизос», что означает раздвоение. Человек страдает и мучается от этой двойственности, потому что у него нет покоя, нет единства и целостности его мира. В похожей ситуации оказывается и изменяющий человек – с одной стороны он примерный отец семейства, достойный муж и сын, с другой – безудержный любовник и легкомысленный мужчина. Виной тому может быть как социальное окружение, заставившее его играть по своим правилам: «Вот мой сын.. У него и ученая степень, и бизнес свой, и дети отличники..», так и неумение разбираться в собственных чувствах. От первых он бежит, т.к.не может жить всю жизнь соответствуя чьим-либо требованиям, во втором случае человек бежит от самого себя. Voila, вот вам и измена себе самому:

Я думаю, что люблю его, а на самом деле я его презираю и завидую. Но в таких нелицеприятных чувствах признаваться даже себе самому – нелегкое дело. Лучше я подумаю, что это у меня такая любовь.

Мышеловка захлопнулась. Отсюда наши «Бьет, значит, любит», «На ваших языках мед, а в сердцах желчь» (Тит Макций Плавт). Человек обманывается в своих чувствах и живёт с этим, копя багаж невысказанных претензий, слов и просто чувств. Эта двойственность разрушает собственные устои – не может человеку одновременно и нравится варенье из лепестков роз и не нравится. А в ситуации измены получается – сначала я его ем с удовольствием, а потом гляжу на это варенье с отвращением. Неувязочка выходит. Или склонение в сторону психических нарушений.

Зачастую человек в таких ситуациях уходит в защиту – защитные механизмы личности, когда психика человека, чтобы не измениться окончательно, выстраивает хоть какие-то функциональные структуры, на деле оказывающиеся иллюзорными.

К примеру, жена, рассказывающая своим подрастающим девочкам об устоях семьи, говорит, что муж – это на всю жизнь, и супруги должны хранить верность друг другу. При этом сама имеет интимную связь с посторонним мужчиной. Как быть? Либо себя считать распутницей, но это как – то не пригоже; либо отыгрываться на муже – мол, вот ты какой у меня никчемный; либо внушить себе, что я скоро разведусь, или что это не измена, а духовная близость, или… огромный список «успокоительных средств». Эти «успокоительные средства» и есть защитные механизмы. А как мы знаем, такие лекарственные средства принимаются при перевозбуждении или дисфункции нервной системы, что в любом случае, неестественно для организма, раз мы хотим его усмирить. Так и защитные механизмы применяются нами бессознательно, чтобы не расколоть свою психику, а усмирить её.

Печальная картина, однако, складывается. А что же делать?

Ну, для начала, найти в себе мужество, и признаться себе самому в том, чего Я действительно хочу, и что мне нравится. Если не устраивает то, что имею на данный момент, определить что может поспособствовать достижению цели, а что наоборот, воспрепятствовать. Иначе говоря, найти то, что поможет, и постараться избежать или устранить то, что не устраивает. Это непросто, надо сказать. Так ведь и награда за это непростая – собственное спокойствие, хорошее самочувствие и интерес к жизни. Когда в голове полный хаос, то такой награды ждешь как подарка судьбы. А он придет только при постоянном труде над собой как поощрение за упорство.  Как известно, баловством хлеба не добудешь.

Автор — Хыдырова Анжелика

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *