Интроекция

Интроекция

интроекцияИнтроекция лежит в самой основе воспитания ребенка и процесса первоначального роста: мы сможем вырасти только в том случае, если будем усваивать то, что идет из окружающего мира, определенные питательные вещества, идеи, принципы… Все, что имеется во внутреннем опыте когда-то было опытом контакта со значимыми объектами внешнего мира.

Но если элементы внешнего мира проглатываются непережеванными, то они останутся непереваренными, продолжая существовать внутри нас, не становясь нашими собственными. Это могут быть нормы, установки, идеи, способы действия и мышления.

Патологическая интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы «проглатываются целиком», без предварительной переработки, необходимой для их усвоения.

Перлз настаивал на необходимости элемента агрессии для любого процесса ассимиляции. Гештальт-терапевт старается развить независимость клиента, его ответственность, а значит, и выявить, прояснить для клиента любую попытку иллюзорного спасения в интроекции.

Интроецированному человеку не надо выбирать и думать, приобретение опыта происходит быстрее, чем при «разжевывании». Но он рискует интроецировать несовместимые нормы или установки, что послужит причиной дезинтеграции и большого напряжения, рискует потерять базовый интроецирующий объект и испытывает тревогу в связи с возможностью такой потери, поведение и приспособление такого человека не гибко, заморожено, не приспособлено динамично реагировать на все возможные варианты событий.

При интроекции к минимуму различий сводятся долженствование и желание. Человек утрачивает функцию выбора, нейтрализуя свои настоящие чувства и желания. Интроектору недоступен новый опыт – из новых впечатлений он выделяет только то, что соответствует опыту прошлого. И только через бунт нежелания человек освобождается от неприемлемого и чужеродного и приходит к осознаванию своего желания.

Терапия в случае интроекции – любой опыт, усиливающий чувство собственного Я. Терапевт раскачивает слишком жесткие и устойчивые убеждения клиента, стимулирует опыт нахождения между Я и ТЫ. Клиенту необходимо встретиться с неоднозначностью любого правила, любого представления о мире и себе. Ассимиляция нового опыта расширяет внутреннюю реальность клиента, дает возможность опираться на себя и делать информацию, поступающую из мира «съедобной» для себя.

АвторЕлена Заманская

Обсудить статью на Социофоруме

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *