Уроки психологии в начальной школе

Уроки психологии в начальной школеУроки психологии в начальной школе

В книге представлены сценарии групповых  психологических занятий с учащимися 1-4 классов. Основная цель занятий — помочь младшему школьнику научиться понимать себя, взаимодействовать с ребятами, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

В настоящее издание включены новые сценарии занятий. Книга предназначена для психологов, учителям младших классов, студентов психологических и педагогических факультетов вузов.

От издательства

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Учебные перегрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стресса. Необходимо, чтобы родители, воспитатели и учителя владели элементарным психологическим инструментарием, базовыми сведениями о возрастных психологических проблемах детей. В этом им должна помогать психологическая служба. Однако в отечественной практике теоретические знания в области возрастной психологии и реальный воспитательный и образовательный процесс пока что существуют автономно. Психологическое обеспечение обучения и воспитания, применение программ сохранения психологического здоровья пока не стало неотъемлемой частью учебного и воспитательного процесса, оно осуществляется эпизодически и фрагментарно, а нередко и вовсе отсутствует.

О. В. Хухлаева, доктор педагогических наук, профессор кафедры этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ, разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей.

Книга, которую вы держите в руках, – первая из трех, объединенных названием «Тропинка к своему Я». В них представлены сценарные разработки программы О.В. Хухлаевой для дошкольников, младших школьников и подростков. Психолог, который возьмет за основу публикуемые сценарии, получит возможность последовательно и планомерно работать с детьми с момента их поступления в школу и до старших классов.

Книги также предназначены для воспитателей и учителей: они пополнят свой педагогический арсенал новыми приемами конструктивного общения с детьми и более продуктивной организации учебной и воспитательной работы, научатся распознавать психологические трудности ребенка, пересматривать собственные привычные представления о причинах детской лени, апатии либо агрессии.

Родители получат представление о факторах риска нарушения психологического здоровья у детей, о возможностях объединения их собственных усилий с работой школьных педагогов.

Представленные в ней игры и упражнения разбиты на три возрастные группы: для младших, средних и старших дошкольников, поэтому будет легко выбрать подходящие именно для ваших детей.

Введение

Давайте вспомним день, когда вы сами первый раз пошли в школу. Кто вас туда повел? Как вы были тогда одеты? Какие картинки всплывают в памяти? Букеты цветов, громкая музыка, взволнованные, почему-то бегающие туда-сюда родители. И вы чувствуете себя одновременно и очень гордым, и немного испуганным. А потом вас ставят в строй таких же нарядных детей, уводят в класс, украшенный шариками и красивыми картинками. А дальше… Дальше начинается школьная жизнь. И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся встать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Чтобы помочь каждому ребенку найти правильную дорогу в школе, можно использовать материалы для групповых занятий, предложенные в настоящей книге. Эти материалы прошли долгий путь, видоизменялись и дополнялись. Последние изменения нам помогли сделать ученики и психологи Ломоносовской школы г. Москвы и УВК № 1687, а также студенты МГППУ. Хочется поблагодарить их, а также выразить признательность всем учащимся, психологам, студентам МП ГУ и МОСУ, взаимодействие с которыми легло в основу первого издания данной книги.

Оглавление

Часть 1 Особенности младшего школьного возраста

Часть 2 Уроки психологии в начальной школе

Первый класс

  • Тема 1 Я — школьник (Занятия 1 — 10)
  • Тема 2 Мои чувства (Занятия 11—25)

Второй класс

  • Тема 1 Вспомним чувства (Занятия 1—4)
  • Тема 2 Чем люди отличаются друг от друга? (Занятия 5—16)
  • Тема 3 Какой Я — Какой Ты? (Занятия 17 — 25)

Третий класс

  • Тема 1 Я — фантазер (Занятия 1—7)
  • Тема 2 Я и моя школа (Занятия 8—12)
  • Тема 3 Я и мои родители (Занятия 13—15)
  • Тема 4 Я и мои друзья (Занятия 16—19)
  • Тема 5 Что такое сотрудничество? (Занятия 20 — 25)

Четвертый класс

  • Тема 1 Кто я? Мои силы, мои возможности (Занятия 1 — 9)
  • Тема 2 Я расту, я изменяюсь (Занятия 10—12)
  • Тема 3 Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (Занятия 13—15)
  • Тема 4 Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно? (Занятия 16 — 19)
  • Тема 5 Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно? (Занятия 20 — 25)

Послесловаие, или Ученики школы «Премьер» об уроках психологии

Глава из книги в нашем журнале

(публикуется с согласия издательства)

  1. Младший школьный возраст

Купить книгу в Интернет-магазине издательства Генезис

Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4) 2-е изд., испр. и доп. — М.: Генезис, 2008. — 304 с.

Автор — Хухлаева Ольга

1 комментарий

  1. Здравствуйте!
    Хотела бы узнать по какой цене можно приобрести книгу?
    В течении какого времени произойдет доставка?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *