Испорченный телефон

Испорченный телефон или  причины появления «помех» в  коммуникациях

Информация, мысль или чувства, которые мы хотим передать другому человеку при общении, часто искажаются – нам мешают так называемые коммуникативные шумы (по аналогии с электроникой шум-все, что приводит к искажению исходного сигнала). Плохое знание языка, недостаток компетенции в обсуждаемой области, культурологический шум, ментальные и эмоциональные фильтры– вызывают эффект «испорченного телефона».

По данным психологических исследований   каждый человек воспринимает в устной речи не больше 30% информации. Полученные данные он интерпретирует в зависимости от личных интересов.

По белому свету путешествовали три мудреца. Однажды  на своем пути они встретили слона. Один мудрец подошел спереди и схватил слона за хобот – «Это змея!»- сказал он. Другой потрогал ухо животного – «Какая же это змея – это огромный веер. Третий ухватил слона за ногу – «Вы оба сошли с ума, сказал он – «Это столб!». Три мудреца принялись отчаянно спорить. Они спорили до рассвета, а утром каждый пошел своей дорогой.

Психологи называют особенности восприятия реальности «психологической картой мира». «Карта мира» индивидуальна для каждого человека, и всего лишь приближена к реальности. Человек «рисует» карту  всю свою жизнь. Мы получаем информацию по трем основным каналам – визуально (видим), аудиально (слышим) и кинестетически (чувствуем). У каждого человека, конечно, работают все три канала, но один является ведущим. Другие каналы восприятия  можно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее общение.

По ведущему каналу восприятия психологи распределяют людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков.  Благодаря разному восприятию мира визуалы, аудиалы и кинестетики не всегда могут хорошо понять друг друга.  Так, например, даже автомобиль они будут выбирать по –разному.  Решающим фактором для одного будет  престиж марки и цвет машины, для другого –комфорт салона и легкость в управлении, для третьего – звучание мотора.   Визуалы, аудиалы и кинестетики, говорят  как бы на разном языке. В процессе общения мы сталкиваемся с «трудностями перевода». Вот разговаривают три человека: Один говорит быстро, активно жестикулирует перед лицом собеседника,  другой смотрит в сторону и кажется, совсем не слушает, третий норовит подойти поближе и привлечь внимание, прикасаясь к собеседнику. Как же им понять друг друга?  Для начала нужно разобраться, кто есть кто.

Визуалы воспринимают мир глазами, они часто употребляет выражения: «я вижу»,  «посмотрите, что вы сделали», «это выглядит ужасно» и т.п., так же  в речи употребляют «визуальные» слова: ясно, яркий, четкий, контрастный и т.п. Визуалы расставляют акценты не интонацией, а  повышением голоса.  Визуалам свойственны поверхностное дыхание и активные жесты, выше уровня груди. Визуалам важно, то, как они выглядят, отсюда стремление красиво одеваться и  принимать эффектные позы. Они обращают внимание и на то,  как выглядит собеседник, поэтому в разговоре они держат такую дистанцию, которая позволяет хорошо рассмотреть партнера. Пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» придумали визуалы.

Совет психолога: Визуалы следуют принципу: «Если ты на меня не смотришь, значит, не слышишь».  Поэтому во время разговора с визуалом, постоянно поддерживайте контакт глазами.

Аудиалы воспринимают мир ушами, используют такие выражения: «послушайте, что скажу»,  «ваша идея звучит замечательно», «я слышу ваше раздражение» и др. Во время беседы аудиал обычно находится от собеседника довольно близко, потому что стремится услышать всё, ничего не пропустить. При общении Аудиал обращает внимание, прежде всего, на интонации  и не нуждается в контакте глазами.  Аудиалы говорят монотонно, ритмично и негромко. Жесты сдержанные, движения ритмичны, из мимики – подвижен только низ лица. Девиз аудиала: Речь – не цель, речь – это процесс!

Совет психолога: Если аудиал начал рассказывать, не прерывайте его, иначе он начнет сначала или откажется говорить.

Кинестетики воспринимают мир телом, им необходимо физическое ощущение окружающего мира. При общении кинестетик порой не смотрит на собеседника, но постоянно касается его, руководствуясь принципом: «он меня не слушает, если не чувствует». Их речь насыщена соответственными выражениями: «я чувствую, что-то происходит», «мы совсем близко подошли к решению проблемы», «тяжелый человек». Тип дыхания – брюшное, медленное и глубокое. Отсюда – голос низкого тембра, более медленного темпа. Персональная дистанция небольшая – садиться поближе, любит «прихватывать» собеседника за локоток. Кинестетик постоянно в движении, жесты внизу (до груди).  Для кинестетика скорее важнее одеться удобно, чем красиво. Кинестетики очень чувствительны к  настроению.

Совет психолога: Не давите на кинестетика! Кинестетики принимают решения медленно им надо дать время «почувствовать».

Теперь вы можете определить к какому типу относитесь  и  минимизировать эффект «испорченного телефона», общаясь с человеком  на его «языке».

Автор — Киселева Елена

Статья впервые опубликована в журнале «АПСНЫ» №3(03) апрель 2009 года

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *